Отчет о велопоходе "Карпати кличуть" 17-30 августа 2014 года

Усем прывэээт!
Как уже многим известно, недавече как в августе 2014 года мы с друзьями совершили очередное велопутешествие по Карпатам. Формат поездки был выбран "налегке", т.е. без палаток, спальников, карематов и тяжелых баулов, дабы действительно насладиться путешествием и не вносить дополнительных нагрузок при подъемах в горы. Естественно, такой формат подразумевал ночевку в усадьбах/коттеджах, что внесло дополнительные финансовые расходы. Но всех 14 участников, зарегистрировавшихся на данный велопоход, такой формат устраивал, поэтому велопоходу суждено было состояться.
Отчет хотелось бы составить не только в виде фотографий и их описания (кстати, фотографии буду заимствовать у участников похода, ибо своих немного), но и как инструкцию по применению, чтобы прочитав его, никогда не бывавший в Карпатах велосипедист, но очень желающий и не знающий как это лучше сделать, смог самостоятельно организовать что-то подобное и отправиться в незабываемое путешествие, откуда мы недавно вернулись и всем его рекомендуем!
Итак, всё началось с желания очередной раз покататься на велосипедах по Карпатам. В прошлом 2013 году мы с друзьями уже ездили подобный формат. Но ведь за 1 раз всех Карпат не увидищь - решили в этом году продолжить их познавать.
Сперва нужно было определить даты поездки. Оптимальным было начать в субботу утром, дабы вечером в пятницу после работы успеть собраться в путь. Меньше недели планировать бессмысленно - на всю дорогу к месту старта и обратно только трое суток уходит. При этом планировать поездку нужно так, чтобы вернуться домой к вечеру накануне новой рабочей недели. В нашем случае были выбраны даты с 16 августа (суббота) по 25 августа (выходной понедельник после Дня Независимости). Под эти даты большинство участников заблаговременно "выбили" на работе себе недельный отпуск. А у некоторых, в т.ч. и у меня, появилась возможность продлить отпуск еще на неделю, что дало возможность продолжить путешествие после того, как основной маршрут был пройден. Но об этом позже...
Как только с датами и отпусками определились, нужно было покупать билеты на поезд, ведь Карпаты от Полтавы далеко, а возможность бесплатного провоза велосипеда делают поезд наиболее подходящим средством для трансфера. Только снова таки есть небольшой нюанс - велосипед должен быть упакован в специальный велочехол. Провозке велосипедов в поезде посвящена отдельная тема на велофоруме , так что на этом вопросе я не буду сейчас останавливаться.
После долгих изучений карт Карпат было решено стартовать недельный маршрут в Сколе, а закончить его в Микуличине. До Сколе из Полтавы можно добраться на поездах с одной пересадкой в Киеве. Обратно с Микуличина до Ивано-Франковска можно доехать дизель-поездом, откуда в летнее время курсировал поезд Черновцы-Геническ, на котором из Ивано-Франковска можно было доехать без пересадок до Полтавы. Билеты на данные поезда были за месяц приобретены нами, так что этот вопрос так же был решен заблаговременно.
Еще одним немаловажным вопросом, который нужно было решить до отправления в путешествие, было бронирование проживания в предполагаемых промежуточных населенных пунктах на нашем маршруте. Проблемы возникали только с тем, что не везде была возможность разместить 14 человек. Но кто ищет - тот всегда найдёт. Тем более, если использовать очень информативный ресурс www.karpaty.info
После решения заблаговременных вопросов, подготавливаем себя и велосипеды к поездке. Главным моим требованием от участников было наличие велошлема (как оказалось, еще нужно было уточнить, что его носят на голове - но об этом позже). У кого не было - купили еще в Полтаве. Также немаловажно физическое состояние участников. Не говорю, что для Карпат нужно быть подготовленным гонщиком, но как минимум нужно быть выносливым, чтобы энергии крутить педали хватало на весь день, да и сил тоже надо иметь, чтобы преодолевать затяжные и крутые подъемы в горах, часто толкая перед собой велосипед (вот тут и вспоминается правильное решение отказаться в данном велопоходе от тяжелых баулов). Техническое состояние велосипеда перед поездкой должно быть более, чем хорошим. Т.е. все изнашиваемые элементы, такие как тормозные колодки, троссики, цепи, покрышки должны быть заменены в случае их износа. А с собой обязательно взять запасные тормозные колодки - износ их на горных спусках куда больше, чем при катаниях в наших регионах. К примеру, в Карпатах мы встречали велотуриста, у которого колодки стерлись до металлической основы, из-за чего он повредил тормозной диск. В горной местности велосипед испытывает нагрузки в 10 раз больше, чем при обычном катании. Поэтому к вопросу о тех.состоянии велосипеда нужно было отнестись серьёзно, дабы потом горы не раскрыли все потенциально слабые места вашего двухколесного друга!
Требований к содержимому рюкзаков особых не было, ибо максимальное время автономного движения в данном велопоходе не превышало светлого времени суток одного дня и всегда была возможность ужинать и завтракать в населенных пунктах, а также прихватить провиант на дорогу в местных магазинах. Здесь больше было важно наличие денег из расчета 70-80грн/чел на каждую ночевку и столько же за ужин+завтрак и еще немного на "бутерброды" в дорогу.
Общий бюджет поездки я не подсчитывал. В день тратилось около 200 грн.

Итак, наступила долгожданная суббота 16 августа 2014 года - день нашего отправления из Полтавы. Точнее отправиться мы должны были еще ночью, но в связи с изменением в расписании, поезд перенесли на более удобное для нас утреннее время - 08:35.

Правда, за день до отправления в срочном порядке пришлось менять в кассе билеты. Но на этом внезапные изменения не закончились. Дело в том, что в составе, следовавшем до Киева, не было нашего вагона. Вместо этого всех нас перенаправили на посадку в другой вагон, в котором уже теснились пассажиры. Вобщем, в тесноте да не в обиде, мы доехали до Киева.

Благо, никто не возмущался на наш объемный багаж в и так загруженном вагоне.
В Киев мы прибыли около 15:00. До отправления следующего нашего поезда оставалось 5 часов, и многим из нас не хотелось так долго ожидать. Дабы время пролетело незаметно, я предложил прокатиться в Голосеевский лес, до которого было всего 7 км по загруженным городским улицам Киева.
Ориентировочный трек по Киеву:  http://www.gpsies.com/map.do?fileId=raefjdkvbiofvwzx

Голосеевский лес прекрасно подходит для катания на велосипеде - это такого рода дендропарк с обустроенными асфальтными и многочисленными грунтовыми дорожками с рельефом, который как раз подходил в качестве тренировки перед предстоящим Карпатским маршрутом.

Так что кто будет в Киеве и не будет знать, где убить время - езжайте в Голосеево.
За лесом мы выехали к Свято-Покровскому монастырю "Голосеевская пустынь", перед которым остановились возле стайни маленьких и больших пони.

Собственно, сама "Голосеевская пустынь", куда мы заезжать не стали из-за несоответствующего дресс-кода.

Вместо этого покатались еще вдоль озёр Голосеевского леса и телепортировались через дырку в заборе на ВДНХ.

Покатавшись по ВДНХ, вернулись по автодорогам на вокзал. Правда если вначале погода была более, чем приемлемой, то подъезжая к вокзалу нам пришлось останавливаться пережидать внезапно обрушившийся ливень, хотя намокнуть нам всё равно удалось.

Поезд №13 Киев-Ужгород отправился по расписанию, и опоздать на него нам не удалось. Более того, опоздать на него не удалось даже Ваньке-PaRaZiT'у из Житомира, который не смотря на празднование своего Дня рождения, сумел вовремя прибыть на вокзал в Бердичев, где останавливался наш поезд. Видимо, не опоздал он благодаря велосипедистке Ане из Житомира - еще одной участнице нашего велопутешествия, которая вместе с ним присоединилась к нам в поезде. Правда, зашли они первоначально не в наш вагон, чем добавили нам волнения. Но уже через 5 минут после отправления поезда от ст.Бердичев, двое веложитомирян таки добрались с велосипедами до нашего вагона, где мы завершили субботний день празднованием днюхи Ивана.

День 1-й, воскресенье 17 августа: Сколевские бескиды.
Утром в начале 8-го прибыли на станцию Сколе, где благополучно выгрузились все 14 участников велопохода: Аня и Ваня (PaRaZiT) из Житомира, Серёга (tercel), Антон (Mavz), Дима и Ира (Dimon_Sizon+1), Алексей (Alexey), Дима (UR7HFO), Дима и сын Влад (Nazard+1), Денис (UAZIK), Саня (Александр), Сергей (XSergeyX) и я (ViX).

Утро было пасмурным, слегка туманным. Чувствовалось предварительное присутствие здесь дождей на протяжении двух недель (как нам потом местные констатировали факт). Но сперва маршрут был по асфальту и сразу мы не смогли оценить всю "красоту" последствия дождей.
Первоначально мы заехали в усадьбу в Сколе, где заранее было договорено о нашей ночевке. Сбросили с рюкзаков ненужные на этот день вещи (всё равно вечером сюда вернёмся) и покатили по следующему маршруту: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=goclaueiillekezp

Буквально сразу после выезда в северо-восточном направлении из Сколе мы свернули направо, где по дыряво-асфальтированной дороге доехали пару км до моста через р.Каменка, перед которой вправо уходила тропинка к источнику родниковой воды "Нафтуся".
Воду пили не все - многих смущал неприятный запах серо-водорода.
Проехав далее пару км по дороге с небольшим уклоном вверх, превращающейся из асфальтно-дырочной в глиняно-каменную, мы достигли местной достопримечательности (во всяком случае хозяйка усадьбы, где мы будем ночевать, нам его рекомендовала) - водопад "Каменка" (по одноименному названию близлежащего села).
В виду того, что утро было пасмурным и холодным, никто не захотел искупаться в водопаде... Никто, кроме Вани :)
Еще бы, ведь возле водопада на обустроенном базарчике продавались знатные карпатские зелья, согревающие не только душу, но и тело. Кстати, таких вкусных "эликсиров бодрости" мы более нигде по маршруту не встречали.

Сразу за водопадом, кто хотел - смог подняться по левую сторону от дороги к "мертвому озеру", кому надо было обновить запасы питьевой воды - переходил за водопадом по мостику правее дороги к источнику "живой воды", кстати очень вкусной воды.
В любом случае наш путь продолжался далее по той же грунтово-каменной дороге, набирая постепенно высоту вдоль р.Каменка до одноимённого села, перед въездом в которое раскинулась прекрасная поляна вдоль той самой реки. Это место хорошо подходит для кемпинга, чем уже воспользовались местные туристы.

В с.Каменка завтракаем: у кого-то остались запасы из Киева, кто-то купил в местном магазинчике. Местом для завтрака была детская площадка близ магазинчика.

Подкрепившись, мы продолжили свой путь. И не успели мы выехать из с.Каменка, как нас встретила первая водная преграда.
Дорогу пересекала горная речушка с типичной глубиной около 15-20см и с (мягко говоря) холодной водой. Большинство решило разуться и перевести (а кто - и перенести) велосипеды через водную преграду. Лишь единицы решились с разгону сидя на велосипеде преодолеть её. В числе единиц оказался и уже отличившийся Ваня-"паразит", который с разгону влетел в воду и наскочил на подводный камень задней перекидкой скоростей , что заставило её немного искривиться и на время заклинить цепь.
 К счастью, после выезда из воды перекидка сама вернулась на место и Ваня отделался лёгким испугом. Во всяком случае, этому моменту особого значения он не придал, хотя это стало первопричиной случившейся вскоре серьёзной поломки, о которой напишу  чуть позже.
А тем временем, после преодоления водной преграды, начался стремительный подъём к перевалу Сукиль. За следующие 2 км мы набрали 250м высоты. В последующие дни мы поймём, что это был сравнительно лёгкий уклон.

Облачная с прояснениями погода радовала глаз. Иногда при подъеме становилось жарко. Благо воздух был прохладным и не торопился прогреваться, что облегчало дыхание на подъемах. Преодолев первый подъем и достигнув первого в походе перевала на высоте 850м над уровнем моря, нас встретили кони, пасшиеся здесь без чьего-либо присмотра.

Отметив достижение перевала глотком родниковой воды из фляги, мы поехали дальше. Хотя дальше ездой это было сложно назвать, как и до перевала. Но если до перевала езда затруднена была уклоном, то после перевала проблема была не в уклоне, а в качестве дорог и троп, по которым мы передвигались. Как я уже ранее написал, до нашего приезда здесь на протяжении 2х недель шли дожди. И вот после перевала мы ощутили на себе (вернее под собой) результат этих затяжных осадков.

И такие грязевые ванны были постоянными нашими преградами на протяжении следующих 5 км. Благо хоть перепадов высот особо не было. Но Ивану хватило и таких преград, чтобы нанести своему велосипеду фаталити-ущерб, а точнее - выломать петух-крепление к раме заднего переключателя. До этого в тексте я заострял внимание на первой водной преграде и незначительное искривление задней перекидки на Ванькином велосипеде. Так вот теперь он при очередной мега-нагрузке, пытаясь преодолеть грязе-травяно-водную преграду, просто доламал т.н.петух, который уже был деформирован.

Естественно, запасного "петуха" под рукой не оказалось. Лично я вижу впервые подобную поломку. На будущее будем учитывать такую возможность и брать запасную детальку. Ведь места практически она не занимает, а вот при её поломке доставляет большое неудобство.
Эх, как Ваньке тогда этого "крючка" не хватало... Но пришлось выкручиваться и обходиться тем, что было. А была у нас (слава Богу) выжимка цепи, благодаря которой укоротили цепь, предварительно убрав с неё задний переклюк. Таким образом Ванькин горный велосипед на ближайшее время (а точнее на ближайшие 3 дня, пока ему пришлют новый "петух" по почте) превратился в т.н. "single speed" с зафиксированной скоростью 2-6.
После описанной модернизации Ваньке пришлось несладко, особенно на подъемах. Но это лучше, чем ничего. Тем более на ближайшие 3 км ему переклюк был точно ни к чему, равно как и всем нам, из-за продолжавшихся водно-грязевых испытаний.

Пока мы пробирались по грязи, рядом с "тропинкой" в кустах нам встречались загадочные камни с не менее загадочными иероглифами на них.

Еще более загадочным для нас оказалось присутствие в здешних краях крупной бытовой техники.
Первый вопрос: КАК его сюда допёрли? Второй вопрос: ЗАЧЕМ сюда? Можно ж было на Говерлу сразу. Нет слов...

Тем временем мы оказались перед каменистым спуском в с.Труханов. Я предложил сразу не спускаться, а немного еще подняться на расположенную правее от нашего пути следования вершину горы Тырса (высота 883м), с которой нам открылась хоть и заросшая, но всё же панорама.

Затем нас ждал спуск в с. Труханов.

А за селом - снова подъем.

Нашей следующей целью были "Скалы Довбуша", которые находились на вершине лесной горы. Путь из с.Труханов до них промаркирован, так что я решил довериться ему, а не заранее подготовленному треку. Это сократило около 8 км пути, хотя постоянно приходилось идти возле велосипеда, а не ехать на нём. Благо дорога попсовая - утоптанная. Да, и еще проходит в лесной тени, что спасало нас от прямых лучей солнца.

Набрав от с.Труханов +170 метров высоты, мы очутились возле местной достопримечательности - "Скал Довбуша".

Территория комплекса большая. Множество разных скал, на некоторых из них оборудованы лестницы с поручнем для поднятия на их верхушки.

А сверху открываются виды на близлежащие горы и на местный скальный городок.

Вокруг много оборудованных мест для пикника, на одном из которых пришвартовались мы. Пока одни обедали, охраняя велосипеды и вещи, другие ходили на обзорную экскурсию по скалам. Времени на осмотр ушло не менее 2х часов. А для любителей-скалолазов здесь вообще райское место - они под скалами разбивают лагерь на несколько дней и проводят здесь соревнования.

Вообще, место очень красивое. Здесь обязательно нужно побывать. Но если кто захочет здесь заняться скалолазанием, должен помнить, что это очень опасно. Размещенный на одной из скал металлический плетённый крест и памятная табличка напоминают о том, что здесь в 2010 году трагически погиб скалолаз из Кавказа Молебный Юрий Григорьевич.

Мы же решили оставаться верными своему любимому виду активного отдыха - велотуризму. И, немного здесь отдохнув, взяли курс в сторону трассы, ведущей в Сколе. Но до трассы нам предстоял еще 10-километровый спуск сначала по грунтовой лесной дороге, а затем по каменной, переходящей в дырочно-асфальтированную дорогу через села Труханов и Тышивница, где в одноимённой горной речке, протекающей вдоль дороги, мы решили отмыть свои велосипеды и обувь от накопившейся за день на них грязи.

После этого мы выехали на трассу "Киев-Чоп" в районе впадания реки Опир в реку Стрый между Нижним и Верхним Синевидным.

По идеальному асфальту мы через 12 км вернулись в Сколе. А чтобы мы не забыли свернуть с трассы к месту нашей ночевки, при въезде в Сколе стоят 2 гуцула с трембитами, которыми они указали нам верное направление. :)

Итого, в первый день мы накатали около 50км с набором высоты чуть меньше 900 метров. Диапазон высот составил от 366 до 907 метров.
А вечером нас ожидал сытный ужин, после которого многим ввиду усталости сразу же захотелось спать. И лишь некоторые нашли в себе силы прогуляться на закате дня вдоль речки Опир, на берегу которой была расположена наша усадьба...

День 2-й, понедельник 18 августа: Сколе-Славское-Бескидский перевал-Воловецкий перевал-Подобовец-Пилипец.
Утро второго дня нас встретило солнечной погодой. Прогноз погоды на ближайшие время радовал - солнечно, без дождей. Позавтракав плотно и поблагодарив за гостеприимство хозяйку усадьбы "На берегу речки" Анну, мы отправились по маршруту второго дня: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xtxangtuxwlyfyhp
Сперва мы заехали в Сколевский супермаркет, дабы прикупить провизии на дорожку, а потом, выехали на уже знакомую нам трассу "Киев-Чоп", по которой было очень приятно ехать.

Правда, наслаждаться качеством покрытия нам удалось недолго - уже через 4км нам пришлось поворачивать налево на дорогу, ведущую в Славское. Поначалу асфальт приходилось искать среди ям.

Затем уже удавалось эти ямы объезжать, хотя поезда и машины нас всё равно обгоняли.

А вот спустя 10км, начиная с с.Тухля, дорогу как-будто подменили - идеальная. И так еще 10км аж до Славского.

Кстати, примечательным оказался въезд в село Тухля.
Здесь, вполне соответствуя названию, затерялася чья-то тухля... Точнее оба тухля :)

Примерять мы их не стали - золушки среди нас не оказалось. Поехали дальше.
В целом, ехать было несложно. Благо, набор высоты был плавным - +250 метров в высоту растянулись аж на 40км дистанции.
После Славского дорога снова начала терять приемлемое покрытие.
И чем дальше, тем хуже.

Где-то в здешних краях, в районе с.Лавочное, а это уже 35-40км пройденого пути, Аня (участница велопохода из Житомира) обнаруживает пропажу рации Puxing PX-2R, которую она взяла у Вани на время похода для связи. Вобщем, остался Ванька теперь только с одной рацией, а Аня до конца велопохода - без оперативной связи с другими участниками. Но как оказалось позже, рация - это далеко не самое дорогое, что Аня могла потерять в этом походе... Но об этом -  несколькими днями позже.
Итак, после 40 км нашего дневного пути, дорога стала не только с плохим покрытием, но и круто набирать высоту. Неудивительно - ведь Бескидский перевал ждал нас уже через 4 км, за которые мы набрали высоту с 700 до 970 метров.

Если бы погода была дождливой, то подниматься было бы намного сложнее. Так что в Карпатах главное - чтобы с погодой повезло. И нам с ней пока что везло, что не могло не радовать.
Вскоре мы были на максимальной вершине второго дня - на 45 километре пути мы вышли Бескидский перевал. Виды с него особо не открывались, ибо кругом деревья. Но всё же с места нашего привала на обед открывался небольшой пейзаж.
Здесь же, пригретые солнышком, мы возобновили прошлогоднюю карпатскую послеобеденную традицию - вздремнуть полчасика после еды...

После отдыха нас ожидал 9-километровый спуск со сбросом высоты в 450м. Казалось бы что может быть приятнее. Но первые 2 км спуска для половины из нас оказались не преодолимыми верхом на велосипеде - дождевые ручейки накануне повымывали очень глубокие канавки на глиняно-каменном спуске. И всё же "бывалые" справились со скоростным спуском без проблем.
Через 2 км размытой грунтовки мы пересекли железную дорогу в районе бескидского ж/д-тоннеля, который кстати сейчас находится на стадии реконструкции (строят параллельно рядом двухколейный тоннель).

Кстати, о строительстве данного тоннеля несколько лет назад выпустили промо-ролик.
Только что-то не верится, что успеют закончить строительство до следующего года.
Хотя нас на тот момент больше интересовало, успеем ли мы до заката солнца доехать до места нашей следующей ночевки. Времени у нас было предостаточно, так что причин не успеть не было.
Посмотрев на стройку, мы продолжили спуск. Через 3 км въехали в Скотарское, где еще 4 км по асфальту спускались до Гуклывого.
В Гуклывом свернули налево на асфальтную дорогу, ведущую плавным подъемом на перевал Гуклывый. Таким образом за 5 км следующей дистанции мы набрали еще 200м высоты и прибыли на очередной перевал.

С перевала так замечательно было дальше спускаться... Но уже через 2,5 км в Подобовце наш маршрут уходил с асфальтированного спуска, свернув направо на усеянную гравием грунтовку, плавно тянущуюся вверх.

Но уже через километр мы снова начали спускаться. Теперь уже это был завершающий на сегодня километровый спуск к месту нашей ночевки.
А вторая ночевка, равно как и третья была в с.Пилипец в усадьбе "У Юли", расположенного недалеко от подъемника, который нам пригодился в следующий день.
В 1,5 км от усадьбы находится известный водопад Шипот, к которому желающие смогли сходить после ужина. Правда, на тот момент, когда пришли к водопаду, уже смеркалось, и фотографии вышли не очень. Зато никого не было... А нет. На входе был охранник и взял с нас мзду в размере около 10 грн/чел. За что - не понятно. Ну, мы и не спрашивали - он тут точно цены не устанавливает. Зато водопад вечером по-своему красив.

Итог второго дня: пройдено около 65км с набором высоты чуть более 1000м. Диапазон высот составил от 440 до 970м. В сравнении с первым днем было легче, ибо не было уже грязевых дорог.

День 3-й, вторник 19 августа: полонина Боржава.

Третий день ознаменовался впервые за поход выходом на полонины, откуда в ясную погоду открываются замечательные виды на близлежащие горы и склоны. В виду отсутствия лесов ничто не помешает обзору, а укатанные дороги позволяют без проблем катать по Боржаве на велосипеде. Но для того, чтобы увидеть красоты, нужно сначала забраться на эти полонины. Как говорится, красота требует жертв, а жертвовать силами согласились не все - 5 из 14 велосипедистов предпочли в третий день физически отдохнуть, оставив велосипед на сутки в покое. Тем более, раз уж в Пилипце "у Юли" у нас было 2 ночевки подряд, то такое желание отдохнуть и не выходить на запланированный маршрут было вполне осуществимо.
Основная масса участников в количестве 9 человек таки отправилась покорять Боржаву на велосипеде по следующему маршруту: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zxjbqmrwzdkipnka

В виду того, что в 500 метрах от места ночевки был кресельный подъемник с возможностью транспортировки на нём велосипеда, мы получили возможность первоначального бонуса на маршруте - сократить первые 450м набора высоты, поднявшись на подъемнике. Стоимость такого бонуса обошлась каждому в 30 грн. В будние (а это был вторник) подъемник начинает работать с 10:00. Мы прибыли за несколько минут до его открытия и были первооткрывателями того дня :).

Велосипеды подвешивались за верхнюю трубу рамы на два металлических прорезиненных крючка, расположенных справа от креселка. Поначалу было стрёмно, удерживал его со всех сил, но чуть позже уже отпускал - велосипед надежно на тех крючках держался (если, конечно, не помогать велосипеду слететь).
Чем выше поднимал нас подъемник, тем красивее становились виды.

И даже с верхней станции подъемника мы еще не скоро ушли дальше, пока вдоволь не нафотографировались. За нами на подъемнике начали съезжаться даунхиллеры.
Для них здесь обустроено несколько даунхильных трасс разной сложности.

Но мы еще не достигли уровня даунхиллеров, да и велосипеды наши, как и шлемы, далеко не соответствуют такому экстремальному виду катания. Поэтому мы решили продолжить восхождение на ближайшую вершину г.Гемба (1491м), до которой еще за 2км дистанции надо было набрать 350м высоты и теперь уже своим ходом, толкая велосипед перед собой.

Но стоило только на пару секунд остановиться перевести дух и оглянуться, как сразу же доставался фотик и снимались очередные пейзажные кадры.

Как видите, с погодой в третий день нам снова повезло - ясная погода идеальна для лицезрения таких пейзажей. Кстати, чем выше мы подымались, тем сильнее и прохладнее становился воздух. Но в то же время солнце всё больше припекало. Так что ветер и солнце друг друга компенсировали. Главное при подъеме в горы - хороший виндстопер (ветрозащищающая легкая курточка), тогда любоваться красотой с вершин в солнечно-ветренную погоду ничто не помешает. Но многие из нас и в футболке не плохо себя чувствовали там.

Тем временем не прошло и часа, как мы после верхней станции подъемника были на вершине г.Гимба.

Таким образом за последние 2 часа мы оказались на 850 метров выше своего первоначального положения в Пилипце. И это чувствовалось, как минимум по контрасту температур, стоя на ветру или спрятавшись от него и припекаясь солнцем. А для того, чтобы противодействовать холодному ветру, пытающемуся остудить наши горячие тела, приходилось выполнять всякие акробатические упражнения. И Ваня тому подтверждение. :)

Но время стремительно шло вперёд, а нам предстояло впереди увидеть еще много нового и не менее интересного. Так что мы поехали дальше. Да-да, именно поехали. С вершины г.Гимба, как и сдругих вершин полонины Боржава, вполне реально спускаться верхом на велосипеде, при этом нашему взору были доступны все близлежащие горы по левую и правую сторону, что превращало такие спуски в сказочно-пейзажное увлечение. Разгона хватало после спуска заехать до половины подъема на следующую вершину.

Спустя 2,2км следующей вершиной на нашем пути была г.Магура-Жиде.
Судя по нижнему указателю, и он оказался прав, до перевала Прислоп оставалось еще 11 км. Именно после этого перевала мы должны будем покинуть Боржаву и спуститься вниз к дороге, ведущей обратно. Но пока мы были на верху и у нас было еще много времени, чтобы вдоволь насладиться этими замечательными пейзажами.

Вершина г.Магура-Жиде, высотой 1516м, была максимальной на маршруте третьего дня велопохода. Скажу больше, забегая наперёд, что эта высота стала максимально достигнутой на протяжении первых пяти дней велопохода. Но мы решили улучшить "высотный рекорд", добавив несколько камней к уже сооруженной предшественниками на этой вершине каменной пирамиде, тем самым догнав её высоту до 1м и увеличив таким образом общую высоту горы Магура-Жиде до 1517м :) Мелочь - а приятно.

Хоть мы и были на самой вершине своего предстоящего пути, но это еще не означало, что дальше нас ждут одни только спуски. Конечно же будут и небольшие подъемы, но всё-таки спусков больше, что не могло не радовать.

Боржава - настолько уникальное место, что здесь нужно побывать с велосипедом как минимум дважды: за первый раз насладиться пейзажами, а за второй - проехать на одном дыхании весь маршрут. А т.к. для нас посещение Боржавы было впервые, мы не могли проехать и 500 метров без остановки. Ведь как только немного проезжаешь - сразу меняются виды и невольно останавливаешься, дабы не терять имеющуюся тогда возможность всем этим налюбоваться.

А тем, кому быть духовно сытым недостаточно, здесь тоже есть чем поживиться - огромные природные плантации черники и брусники.

Вот потому эти, казалось бы быстро проезжаемые, 15км пути по Боржаве, растягиваются практически на весь день. И мы этому не сопротивлялись. Времени было у нас предостаточно и мы никуда не торопились.

Оставим Серёгу и Сашку отдыхать на поляне, а сами проследуем на следующую вершину - г.Граб, высота которой намного ниже предыдущей горы - всего 1378м, поэтому к ней мы больше спускались, чем подымались.
Сама вершина не имеет привычного нам столбика с указателями. Вместо этого туристы сделали здесь альтернативную метку.

Но нам было вовсе не до этой метки, ведь кругом столько много вкусных ягод!
Кстати, на этой фотографии наконец-то вся компания того дня на маршруте в сборе, за исключением фотографа - Серёги tercel'а. Слева-направо: Ванька (PaRaZiT), я (ViX), Антон (Mavz), Денис (UAZIK), Дима (UR7HFO), Алексей (Alexey), Александр (ник тот же) и Сергей (XSergeyX).
А чтобы не обделить Серёгу (tercel) - добавим и его фото:
  Ой... Серёга, ты не в ту сторону фотик направил. Ану разворачивай...
О, вот это другое дело. Зачетное сэлфи! :)

С вершины г.Граб наш путь продолжался дальше по Боржаве в сторону горы Кичера, хотя отсюда ответвлялся еще один путь, промаркированный на туристической карте желтым цветом, который спускается в долину реки Боржава.
Так что в будущем можно будет попробовать поехать и в этом направлении.

А пока мы любовались красотой гор, к нам незаметно подкрался голод. Причем ко всем одновременно. Мы даже не решились осилить подъем на следующую гору Кичера, высота которой всего-то 1257м. Так и устроили обеденный привал у "подножья" горы.

Правда, у некоторых всё же энергии было, хоть отбавляй. Например, у Дениса.

Александр на обед предпочитает не читать газет. Пока остальные усваивали пищу, вздремнув на черничной поляне, Сашко внимательно изучал туристические карты на случай, если никто не проснётся и ему самому придётся искать путь домой. :)

Всё-таки хорошую и правильную мы завели традицию - поспать полчасика после обеда на полонине, пригреваемой солнечными лучами. За эти полчаса очень хорошо восстанавливаешься и появляются новые силы для преодоления дальнейшего пути по Боржаве, который, кстати, хоть и близился к завершению, но пару небольших подъемчиков надо было еще преодолеть: г.Кичера (1257м) и за ней г.Кругла (1209м).

А виды продолжали зачаровывать наших велопутников.

Тем временем мы приближались к перевалу прислоп. В отличие от перевалов прошлых дней, к этому мы спускались, а не поднимались, ибо его высота всего 938м. Пейзажи становились менее зрелищными, ибо начали появляться деревья, плавно переходящие в лес.

Зато нас уже ничто не отвлекало от спуска вниз.

После перевала Прислоп мы свернули налево и продолжили теперь уже стремительный спуск в село Тюшка. Дождевые ручьи образовали в дороге глубокие канавы. Да и покрытие было не особо пригодным для езды - очень мелкая жужалка, которая из-за своей рыхловатой поверхности то и дело уводила в занос колеса во время притормаживания, в следствие чего многие, и я в том числе, на этом участке заваливались либо не желая завалиться - спешивались.

Сбросив еще 300 метров высоты, мы въехали в с.Тюшка. Но на этом спуск не закончился. За селом нас ждал плавный асфальтный спуск на протяжении еще 8км.

Спуск закончился Т-образным пересечением с трассой, соединяющей Пилипец с Межгорьем (в Карпатах есть своё Межгорье - не путать с тем, что под Киевом). В Межгорье нам еще было рано ехать - это у нас запланировано на следующий день. Поэтому повернули мы на Пилипец и плавным, практически незаметным подъемом поехали по трассе к прежнему месту нашей ночевки в с.Пилипец, до которого еще оставалось около 15 км пути.
И под завершение маршрута третьего дня нас здорово повеселила эта дружественная велосемья:
Удивительным и примечательным было то, что ребёнок не только не боялся таким образом ехать, но и заметно радовался этому. Пожелаем им всегда оставаться такими весёлыми и находчивыми!

Итог третьего дня: около 45 км пути с набором высоты 1310 метров, из которых 450 - с помощью подъемника. Диапазон высот раскинулся от 510 до 1516 метров.
А благодаря прекрасной солнечной погоде, нам удалось в полной мере насладиться горными пейзажами, открывающимися с полонины Боржавы. Рекомендуем всем выносливым велосипедистам Боржаву для прохождения её на велосипеде! Её тропинки и грунтовые дороги вполне предрасполагают к этому. Только не забывайте, что дело это сезонное. Весной здесь еще полно снега.

День 4-й, среда 20 августа: Пилипец-Межгорье-Синевирский перевал-оз.Синевир

Утро четвёртого дня встретило нас, досыпавших в усадьбе "У Юли", пасмурной погодой, как бы напоминая о неутешительном прогнозе погоды на сегодняшний день.

К нашему сожалению, на этот день передавали дождливую погоду. По местами мокрому асфальту было заметно, что ночью он уже пускался. Благо маршрут четвёртого дня был практически весь по асфальтированной дороге, так что пролившийся дождь всё равно не станет особой помехой. Зато как было приятно осознавать, что такой погоды не было вчера, иначе мы бы с Боржавы ничего кроме сплошного тумана не увидели.

Те, кто еще не успел увидеть и пофоткать водопад Шипот, проснулись в этот день раньше всех и сходили на свиданку к нему. Тем более рано утром там еще нет на входе охранника, собирающего мзду со всех входящих туда туристов.
Вот так выглядит утренний водопад Шипот фото-глазами UAZIK'а:

И только псу, живущему по соседству, вовсе не интересно было, как выглядит водопад.

Вернёмся же к усадьбе. Утром традиционно хозяева накормили нас завтраком. Хочу уточнить, что эти две ночевки были самыми дешевыми в нашем велопоходе. За проживание и ужин+завтрак каждый суммарно заплатил по 100грн/сутки. Рекомендуем всем, кто захочет приехать на несколько дней в Пилипец эту усадьбу. Информацию об усадьбе ищите на www.karpaty.info.

После завтрака мы, собрав все свои вещи и отблагодарив добрых хозяев за приют, мы отправились в путь по маршруту четвёртого дня: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pzypvxfhchmaddtp

В нескольких метрах о нашей усадьбы мы повстречали строящийся дом, строительным материалом стен которого являются бутылки. Выглядит очень зрелищно.

Пересчитывать бутылки мы не стали, да и хозяина рядом не было, чтобы уточнить такую инфу. Интересно, сколько времени собирались бутылки? Или хозяин работал в приёме стеклотары, а зарплату за последние полгода решили выдать товаром? :)
Оставив для себя это загадкой, мы поехали дальше. Правда в этот день на маршрут выехали не все. У Ваньки-паразита был свой маршрут. Помните печальную историю первого дня с отломанным "петухом"-держателем задней перекидки? Так вот еще в первый день он по телефону договорился, чтоб ему нашли новый "петух" и отправили Новой Почтой в ближайшее к нашему маршруту отделение. Таковым оказалось отделение в Сваляве, до которой от Пилипца еще 45 км. Ближе не было. Так вот в этот день посылка должна была туда прибыть. И Ваня решил ехать туда своим ходом, а вечером встретиться с нами уже на месте нашей следующей ночевки на Синевирской Поляне.
Всё бы хорошо, если бы не одно НО: как потом рассказал Ваня, дорога до Воловца отличная, а вот остальные 30км между Воловцом и Свалявой назвать дорогой - язык не поворачивается. Эта дорога существует только в навигационных картах, но на самом деле её нет. Поэтому для тех, кто захочет повторить Ванькин маршрут - езжайте из Воловца лучше до трассы через Верхние и Нижние Ворота. Это на 12 км дальше, зато хоть дорога есть. А Ваньке приходилось часто идти по шпалам пролегающей параллельно его следованию железной дороги.
Вариант с ж/д-транспортом для него мы тоже просчитывали, но в это время подходящих поездов/электричек не было. Так что у него не оставалось вариантов, как добраться с горем пополам до этой Свалявы, где он всё-таки получил, слава Богу, свою долгожданную маленькую, но такую важную посылку, которую сразу на месте распаковал и установил.

Тем временем мы с лёгкостью плавно спускались вдоль реки Рипенка, а после с.Соймы - вдоль реки Рика по асфальтированной дороге к селу Межгорье, до которого за 27 км пути мы сбросили примерно 230 метров высоты.

Погода продолжала быть пасмурной, но дождь, к нашему счастью, не пускался. По пути в Межгорье мы догнали вело-киевлянку, которая, как выяснилось, этим утром приехала на поезде в Воловец и теперь оттуда ехала в Колочаву к остальным друзьям-туристам, прибывших туда накануне. Т.к. ей было ближайшее время с нами по пути, мы "захватили" её в свой вело-поезд, восстановив на время таким образом привычное нам количество участников - 14 велосипедистов.

Плавный спуск завершился в с.Межгорье, где по указателю мы повернули в сторону Синевирского перевала и сразу за перекрёстком остановились на "дозаправку" возле местного магазинчика.

Перекусив и немного отдохнув, мы выдвинулись навстречу главному за этот день подъёму на Синевирский перевал, до которого оставалось 11км пути и набрать около 500м высоты.

Подъем давался многим тяжело, но в виду достаточного запаса времени, это не было проблемой. Медленно, но уверенно и с улыбкой на лице мы поднимались на перевал.

И с каждой сотней метров набранной высоты нам открывались новые замечательные виды, хоть и в пасмурную погоду.

Некоторые пейзажи заставляли остановиться на панорамную съемку.

И вот, не прошло и одного часа после Межгорья, как мы были на Синевирском перевале, высота которого над уровнем моря составляет 924м.

На перевале мы провели около часа, пока все собрались вместе. За это время кто хотел - покушал, кому нужно - купил сувениры. А кто просто получил возможность отдохнуть.

Третий раз я на этом перевале, и еще ниразу не застал здесь ясной солнечной погоды. Хотя из всех трёх посещений крайний оказался наиболее удачным, ибо остальные два были еще ко всему и дождливыми. В этот раз небесная канцелярия была явно на нашей стороне. :)

Следующим этапом на нашем маршруте был мега-бонусный спуск по относительно хорошему асфальту. На дистанции в 5км мы сбросили около 250м высоты, при этом скорость на прямых участках переваливала за 60км/ч. Но всё равно стоит быть осторожным на подобных спусках, ибо встречные машины, выскакивая из-за поворота, частот выезжают на встречную полосу, по которой в этот момент несётся ничего не подозревающий велосипедист. Благо, среди нас были только внимательные велосипедисты и все благополучно спустились вниз.

Спуск завершился Т-образным перекрёстком в селе Синевир, на котором если повернуть направо, то можно доехать до Колочавы, но нам туда предстояло ехать только на следующий день. Поэтому мы повернули налево и по слегка разбитой асфальтированной, а потом уже и по слегка асфальтированной дороге доехали до места нашей следующей ночевки в селе Синевирская Поляна, до которого было 11км лёгкого подъема вдоль реки Теребля.

Село Синевирская Поляна находится всего в 5 км от известного многим и самого большого озера Украинских Карпат - оз.Синевир. Найти здесь доступное и комфортное жильё в виду небольшого выбора было сложно. Но всё же предварительно удалось забронировать ночевку в замечательной, как потом оказалось, усадьбе "Синевирская поляна", на территории которой размещено несколько двухэтажных коттеджей и колыба.

Есть также искусственный ставок, где за определённую плату можно наловить рыбы.

Но усадьбу мы будем изучать и осматривать потом. Сейчас нам нужно было расселиться, сбросить лишние вещи и отправиться на озеро Синевир. Для жилья нам было забронировано один коттедж на 8 чел. и колыба, которая сейчас не выполняет свою основную функцию столовой. В ней на втором этаже в отдельной комнате есть спальные места для 6 человек. Хотел было я обратиться к хозяйке усадьбы, только вот на территории никого, кроме жителей других коттеджей не оказалось. Позвонив по телефону хозяйке, я выяснил, что расселяться можно и без её присутствия. Ключи от наших избушек находились в дверях. Как всё просто и построено на полном доверии людям. Это было приятно.
Расселившись, мы, не теряя времени, отправились на озеро Синевир.

После трёх км плавного подъёма вдоль р.Теребля мы выехали на площадку возле сувенироного рынка, где повернули налево в сторону оз.Синевир.

Заплатив за вход уже привычную символическую мзду охраннику, мы преодолели еще полтора км более крутого, но зато качественно асфальтированного подъёма к озеру.

По мокрому асфальту было заметно, что недавно здесь прошел дождь. Вовремя мы приехали - и дождя не застали.
Через несколько минут мы были возле озера Синевир, находящегося на высоте 989 метров над уровнем моря.

На озере все участники велопохода, у кого были фотики, отсняли много замечательных кадров. Поэтому я не буду всех их здесь дублировать, а размещу еще одну фотографию, снятую Димоном (Dimon_Sizon) в тот момент, когда над озером показались лучи солнца, что еще раз доказывало, как нам повезло с погодой.

Пребывая на Синевире, я созвонился с Ванькой, дабы узнать, как у него обстоят дела. Он обрадовал нас информацией, что его велосипед уже восстановлен и готов покорять новые вершины Карпат. Но сегодня он уже предпочел ничего не покорять, решив с велосипедом в автобусе доехать до Синевирского перевала, а оттуда - своим ходом к месту нашей ночевки. Так что за Ваньку мы были уже спокойны - вечером увидимся.

Т.к. на озеро мы прибыли в районе 15:00, то времени на его лицезрение и обход было более, чем достаточно. Я предложил дальнейшее время провести каждому как кому нравится. Тем более, что обратную дорогу к месту ночевки все уже знали, и кто хотел - мог еще пару часов погулять возле озера, а кто не хотел - мог вернуться на Синевирскую Поляну.
Я же предпочел еще остаться, дабы навестить тайник в рамках игры Геокешинг, который я уже находил два года назад во время велопохода с Валидом и Жекой (Raketa):

Кстати, тогда среди ништяков в контейнере Валид нашел для своего велосипеда катафот, который как раз ему пригодился взамен утерянному накануне.
Но это было два года назад. А теперь, в 2014 году, с тайником что-то произошло. Мысль об этом меня посетила еще в тот момент, когда в списке доступных тайников не обнаружил его. Даже информацию о тайнике заархивировали. Это означало, что место закладки нужно было искать по памяти. К поискам решили присоединиться XSergeyX, Александр и UAZIK.
Сперва мы искали вовсе не в том месте - моя зрительная память меня подвела. Но вскоре мне через интернет с телефона всё же удалось найти архивное фото и координаты места закладки тайника, хотя лишь помогло нам обнаружить то, что тайник был уже давно разграблен. Возле него теперь пролегает недавно расчищенная тропа и видимо из-за увеличенной попсовости места тайник привлек внимание неосведомлённых в этой игре людей. Жаль, что у нас с собой не было ничего для восстановления тайника. В следующий раз надо обязательно перезаложить - хорошие и красивые здесь места.
А пока мы безуспешно искали тайник, не заметили, что проголодались. "Заморить червячка" нам удалось в колыбе на берегу озера, съев по одному "фаршированному" всякой съедобной шнягой багету.
После перекуса мы отправились обратно. На полпути спуска остановились, дабы посетить интересное место, расположенное внизу у дороги.

Что это было за место - история умалчивает. Мы предположили, что это древнесиневирский клозет, в котором в виду постоянного протекания в нём горной реки отсутствовала необходимость сливать за собой. Вот только арочные М и Ж между собой не отделены стенкой - видимо древние синевирцы были без комплексов. :)

Вдоволь насмеявшись над своими гипотезами, мы помчали вниз по зачетному асфальтному спуску аж до сувенирного базарчика, заодно оттачивая мастерство поворотов на скорости во время объезда многочисленных пеших туристов, идущих по дороге, а в конце еще и эффективность тормозов проверили. Мне удалось вытормозиться за полторы секунды со скорости 50км/ч. Много это или мало - неважно. Главное - тормоза рабочие. :)

Вернувшись в с.Синевирская Поляна, мы первым делом разведали местонахождение местного магазинчика, который, как оказалось, находился в нескольких сотнях метров от нашего места ночевки. Дело в том, что в усадьбе, в которой мы поселились на ближайшую ночевку, едой не обеспечивают, но есть все условия для её приготовления и поедания. Поэтому в магазинчике мы закупили всё необходимое, заодно узнали, в каком дворе продаётся домашнее вино, которое мы конечно же потом за вечерним столом продегустировали.

В усадьбу мы вернулись около 19:00. После того, как мы разложили свои вещи и припарковали велосипеды внутри своих избушек, сели дружно на качели возле ставка с форелью и стали дожидаться Ваньку, который с минуты на минуту должен был приехать на исправленном велосипеде.

UAZIK не терял времени и решил заняться тех.обслуживанием велосипеда, пока дело не дошло до темноты.

А Дима (UR7HFO) пребывал в состоянии высшего блаженства. Казалось бы, что еще нужно для счастья.

И тут тишину нарушает телефонный звонок - это был Ванька. Сказал, что он уже на подъезде к нам. Дав ему координаты нашего места пребывания, мы принялись за приготовление еды в местной кухне. В итоге к приезду Ваньки у нас была уже сварена каша и нарезан салат. Оставалось только на мангале запечь рыбу в фольге, которую Ваня привёз с собой... Но это уже совсем другая тематика разговора. Одним словом, отдохнули мы тем вечером знатно... Ну, как всегда :)

Подведём итоги четвёртого дня: пройдено в основном по асфальту более 65 км пути, при этом набор высоты составил почти 1100м в диапазоне высот от 440 до 1000 метров.
Но главным достижением того дня конечно же является то, что Ванька восстановил
свой велосипед, а значит дальнейшее путешествие будет вновь в компании с ним и еще веселее.

День 5-й, четверг 21 августа: Синевирская Поляна - Колочава - Усть-Чорна

На этот день у нас были большие планы: преодолеть более 60 км пути, при этом забраться на полонину Красна и суммарно набрать более 1800м высоты. А до этого еще успеть заехать в музей в Колочаве.
Планируемый трек был таким: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=wjrridrmsexhshpm
Глядя на такой план, с утра мы особо с выездом не затягивали. Позавтракали - и в путь.

По прогнозу снова дожди, а на небе виднеется синее небо.

До Колочавы нам предстояло проехать 25 км плавного спуска по асфальтированной дороге, с чем мы справились за время чуть менее одного часа.

Далее, кому нужно было, мог обналичить дополнительные средства в присутствующих в с.Колочава банкоматах. Кто хотел - мог дозаправиться провизией на предстоящий день. Но всё же сперва, приехав в Колочаву, мы поехали в самый известный в здешних краях музей под открытым небом "Старое село" с расположенным также на его территории музеем "Колочавская узкоколейка".

Несколько лет назад я уже был в этом музее, но захотелось вновь там побывать. Поэтому оставив велосипеды и вещи под присмотром того, кто из нас не захотел идти в музей, мы, заказав экскурсовода, ушли на почти что 2-х часовую экскурсию по этому интересному музею, который помог погрузиться нам в культуру и быт карпатских гуцулов времён 19-20 столетий.

Снова таки я не буду дублировать здесь все фотографии. Их можно посмотреть в фото-альбомах участников велопохода. Данный музей относится к разряду "лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать о нём". Поэтому кто еще не был, по возможности обязательно уделите пару часов на посещение этого музея, пока естественный ход времени окончательно не состарил его экспонаты.

Пока мы были на экскурсии в музее, незаметно пролетело чуть больше двух часов. Так же незаметно налетели из-за близлежащих гор дождевые тучи, и как только мы вышли из музея, они вмиг обрушились на нас проливным дождём. Пришлось быстрыми перебежками прятаться под расположенным по близости навесом продуктового магазина.

Ливень продолжался почти полчаса. За это время мы успели подготовить рюкзаки и себя к возможному дальнейшему следованию под дождём. А я начал искать альтернативный путь в с.Усть-Чорна, т.к. понимал, что после такого ливня по глинозёмному грунту на гору нам не забраться. Да и делать на полонине в такую погоду нечего, когда тучи зацепились за вершины гор. Согласно туристической карте и навигационным программам, из Колочавы в Усть Черную можно добраться не поднимаясь на полонину Красная, а продолжая путь по дороге в юго-восточном направлении, которая должна будет нас привести на перевал Прислоп и затем через сёла Немецкая и Русская Мокра в Усть-Черную. На туристической карте этот маршрут промаркирован жёлтым цветом. Ну что ж, попробуем такой вариант. Всё же в такую погоду лучше зайти на перевал высотой 926м и спуститься с него, сократив расстояние и набор высоты, чем покорять полторатысячные вершины и в итоге ничего в тучах не разглядеть.
Предложение по упрощению маршрута было всеми одобрено, и дождавшись окончания дождя, мы выдвинулись в путь, постепенно набирая высоту в сторону перевала Прислоп.

Благодаря камням, дорога вначале оставалась вполне проходимой. Правда, местами уклон вынуждал велопутников спешиваться. А затем, набрав немного высоты, колеса наших велосипедов начали набирать всё больше грязи.

Зато виды отсюда и в пасмурную погоду были замечательными.

Но дорога, в отличие от пейзажей, с каждым метром становилась всё хуже и менее проходимой.

Но главное, что никто не сдавался, и общий моральный дух всех участников велопохода был на позитивном уровне. Благо, что этот подъём из Колочавы с 300-метровым набором высоты продолжался всего 6-7км, в конце которого на высоте 926м нас ждал перевал Прислоп.

Достигнув перевала и расшифровав простреленную табличку, выяснили, что до конца маршрута нам оставалось 14км, из которых 4,5км - это спуск с перевала в ближайшее село Немецкая Мокра, а остальной путь - по межсельским дорогам. Времени оставалось более чем достаточно, поэтому на перевале мы сделали привал на обед, тем более здесь как раз кстати находился стол с лавками.

Пользуясь такой длительной остановкой, я решил установить камеру для снятия продолжительного видео (т.н. тайм-лапс).

Правда, потом пришла местная корова и взмахом головы в направлении камеры (тем самым завалив её) дала понять, что съёмка здесь запрещена.

Но оперативно подоспевший Димон отогнал корову, благодаря чему камере не пришлось снимать пищеварительный тракт животного, а мне не пришлось расставаться с камерой.

После привального обеда или обеденного привала всех потянуло на выполнение аэро-акробатических упражнений, тем самым опровергая мнение, что рождённый ползать - летать не может... Да нет - ещё как может!

Вдоволь налетавшись на перевале с видом на Колочаву, мы решили продолжить наш путь, ибо оставаться здесь на ночевку в компании с агрессивными коровами было крайне опасным.

Но не успели мы и километра спуститься с перевала, как тут нас настиг внезапный "сюрприз": к нашей дороге примкнула горная речка. Да не просто примкнула, а нагло вторглась на её территорию.

Слева и справа от дороги были заросли и склоны, поэтому нам ничего не оставалось, как дальше пробираться теперь уже по речной дороге. По-началу старались не намочить обувь в надежде на то, что за следующим поворотом речка отступит от дороги. Многие для этого пытались не слазить с велосипеда, продолжая движение по затопленной дороге, совершенно не зная, что там под водой - очередной камень или яма. И некоторым даже неплохо удавалось ехать.

Хотя такие тоже в конце концов сдавались перед стихией и, смирялись с тем, что нужно было дальше идти, погрузившись в холодную речную воду.

Самые стойкие сопротивлялись стихие до конца, пытаясь выкарабкаться на отвесные склоны.

Но даже таковым всё равно миновать водных процедур не удалось.

Сперва это было неприятно, а потом спустя некоторое время пребывания в речной колее (а время казалось тогда вечностью) многим, судя по улыбкам на лицах, начинало даже нравиться происходящее.

Но всё когда-нибудь кончается, и эта водная дорога на нашем пути тоже не стала исключением. Спустя 4км водно-массажно-каменных процедур в тандеме с велосипедом мы всё-таки выбрались на "сушу". Но многие на столько привыкли к воде, что на "суше" уже не могли без неё.

Дальше речушка с нашей дороги впадала в местную горную речку Мокрянка, которую мы пересекли по мосту и, свернув направо, продолжили путь вдоль неё уже по дороге, лишенной речной воды.

В тот день сёла, которые мы проезжали по пути в с.Усть-Чорна, вполне соответствовали своему названию: сначала Немецкая Мокрая и за ней сразу Русская Мокрая. Действительно, ни одного сухого места не было. Более того, дороги в этих вытянутых вдоль дороги сёлах были на столько суровыми, что здесь могли ездить только не менее суровые "маршрутки".

Здесь же случилось несчастье. Отвлёкшись на проезжавшую мимо суровую "маршрутку", Ира (жена Димона) не заметила, как колесо её велосипеда угодило в одну из многочисленных ям на дороге. В результате падения сильно ушибла локоть и дальнейшие несколько км им пришлось идти пешком, ибо ехать по таким дорогам было бы еще болезненнее для и так уже травмированной руки. Поэтому хочу еще раз напомнить, что нужно быть внимательным всегда, особенно тогда, когда кажется, что основные трудности уже позади.

Спустя 10 км мы въехали в село Усть-Чорна. Даже если бы мы въезжали ночью или не заметили указателя с названием села, мы бы всё равно это почувствовали. А всё дело в том, что дорога в с.Усть-Чорна - просто идеально асфальтированная по сравнению с предыдущими пройденными километрами. Так что местная дорога стала для нас главной достопримечательностью этого села.
Добравшись до места нашей предстоящей ночевки - в усадьбу "У Андрея", мы были приятно удивлены наличием у хозяина импровизированной вело мойки. Поэтому по приезду, сделав общее фото тех, кто еще мог фотографироваться, мы сразу принялись отмывать своих "коней", тем более что это было главным условием для последующего паркования велосипеда на цокольном этаже.

Когда очередь дошла до Ваньки, в процессе мойки своего вела он обнаружил фатальный дефект покрышки. Осознавая тот факт, что он чудом еще доехал до этого места, и учитывая, что дальше на такой покрышке ехать нельзя, он понимал, на сколько это прискорбно. Но долго печалиться ему не дал хозяин усадьбы, который подсказал дорогу к местному мастеру по любым видам авто-мото-вело-техники с огромным арсеналом запчастей. У него то Ванька сразу же в тот вечер прикупил новую покрышку для своего велосипеда. Так что кто будет проезжать Усть-Чорну на велосипеде - знайте, что здесь в случае необходимости можно всегда починить своего "коня".
Пока Ванька чинил вел, остальные тем временем уже сбегали в расположенный рядом магазин, чтобы набрать продуктов на ужин и завтрак. Хотя некоторым удалось найти местную колыбу и поужинать там.
После того, как вел Ивана был снова на ходу, мы в компании с ним принялись за приготовление мастерского блюда - запечённых кросовок.

Ой, простите, перепутал. Мастерское блюдо от Ваньки - запечённая рыба.

Помимо кулинарной темы, в тот вечер мы затрагивали тему охоты на местных котов... Но это уже совсем другая история.

Итог пятого дня: пройдено по слегка упрощенному маршруту около 50км с сумарным набором высоты в 500м и диапазоном высот от 515 до 926м.
Кроме того, даже не попав в пути под дождь, мы всё равно закончили маршрут мокрыми и грязными. Но благодаря наличию у хозяев стиральной машины и веломойки, от грязи на одежде и велосипедах на следующее утро не осталось и следа.

День 6-й, пятница 22 августа: Усть-Чорна-хребет Свидовец-хребет Апшинец-Драгобрат.

Трек шестого дня из Усть-Чорна до Драгобрата был предварительно составлен опираясь на красный маркированный туристический маршрут, проходящий как раз рядом с местом нашей ночевки, и первоначально выглядел так: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=idlmvdjiztwvibse
Но, пообщавшись с хозяином усадьбы, в которой мы ночевали, выяснили, что этот маршрут первые несколько км подъема маркирован по узким горным заросшим тропинкам и взбираться с велосипедами по ним будет, мягко говоря, неудобно. Он посоветовал первую часть маршрута, а именно подъём до хребта Свидовец, заменить на более продолжительный, но зато явно проходимый и даже проезжаемый участок. Поэтому наш трек был сразу же подкорректирован и выглядел уже следующим образом: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=swxscjjcqbcmlwkd
Да, уточненный маршрут был на 12 км длиннее, но после того, как хозяин Андрей поведал нам о том, что практически каждые выходные он организовывает вывоз туристов на грузо-пассажирской машине по предложенному им маршруту на хребет Свидовец, у нас не осталось сомнений. Раз уж машинами там ездят, то и мы как-нибудь проедем/пройдём.
Единственным нюансом было то, что в отличие от запланированного первоначально маршрута, изменённый до хребта Свидовец не маркирован. А хозяин, как оказалось, больше знал местность визуально, чем по карте. Поэтому он не был уверен в правильности нового трека, но был уверен, что мы не ошибёмся в виду явного отличия этой горно-лесной дороги от всех остальных.
Итак, залив новый трек в навигационную программу и собрав вещи, мы поблагодарили хозяина за бесценную информацию и, заехав перед стартом в магазинчик за провизией на грядущий день, выдвинулись в путь на разведку нового для нас маршрута.
Прогноз погоды на сегодня радовал - без дождя весь день и возможно даже солнечно. Во всяком случае, ранним пасмурным утром пока еще было сложно делать выводы о том, что синоптики были правы.
Первый километр мы проехали по идеальному асфальту села в направлении Русской Мокрой, где перед выездом повернули направо по мосту через знакомую нам уже речку Мокрянка. За мостом мы попрощались с асфальтом и начали езду по более здесь привычным каменно-грунтовым дорогам.

Следующие 5 км до с.Лопухов вдоль дороги нас сопровождала речка Гук, поэтому набора высоты поначалу практически не было. Но разогнаться всё равно нам не давали ямы на дороге.
В селе Лопухов, переехав по мосту через речку, сопровождавшей нас до этого места, повернули направо и продолжили свой путь теперь уже вдоль реки Яблуница в направлении одноимённого села.
Дорогу после дождя размыло, но в сравнении с "заплывами" предыдущего дня, она была вполне проезжаемая.
Вдоль речки Яблуница мы продолжали ехать еще около 6 км. За эту дистанцию мы набрали всего чуть менее 100м высоты, так что подъем был некрутой и вполне проезжаемый.
Проехав за село Яблуница, мы оказались возле оборудованного места для отдыха.

Здесь мы немного отдохнули. Еще раз взглянули на карту и определили, что с этого места мы уходим влево от речки Яблуница и по грунтовке, усыпанной камнями, продолжаем наш путь теперь уже стремительно набирая высоту. В виду появившегося солнышка и предстоящего затяжного подъема, утренний дресс-код сменился на дневной, облегченный. И, собравшись с силами, мы отправились набирать высоту с 680 до 1350м в течение следующих 7 км.
В большей части этой дистанции вполне можно было ехать на велосипеде, правда очень медленно.

Хотя подъемы давались нелегко. Многим приходилось спешиваться.

Также с подъёмом начали открываться пейзажные виды вокруг нас, и мы по нескольку раз останавливались, чтобы ими налюбоваться.

Вдоль дороги нам часто встречались кусты малины и ежевики, смакование которыми каждый раз откладывало дальнейшее движение на несколько минут.

Наконец, мы вышли на поляну, с которой открывался вид на близлежащие горы и полонины.

Отсюда также было видно начало хребта Свидовец - гору Темпа, на вершину которой мы должны были забираться по первоначальному плану.

Но теперь на хребет Свидовец мы должны были выйти в районе горы Матияска, до которой еще оставалось 13 км горного пути. Так что на этой поляне мы решили немного отдохнуть.

Следующие 5 км подъем был менее крутым, всего 200 метров набора высоты. Поэтому дальше всё чаще появлялась возможность ехать верхом на велосипеде, а не идти рядом с ним.

Перепутать на новом маршруте дорогу было трудно, ибо она с самого начала подъема была выстелена камнями и в большую сторону отличалась шириной от остальных. Так что ориентироваться в тех местах было очень легко.
Обогнув по траверсному подъему с левой стороны гору Торговица (1542м), мы немного спустились к поляне, с которой видно было место недавнего нашего привала.

С этого места уклоны дороги стали еще меньшими, а виды вокруг - более завораживающими. Так что теперь, набрав основную высоту (около 1500м), мы уже в полной мере наслаждались поездкой, продолжая путь по хребту Шаса.

Спустя 6 км пути по хребту Шаса мы подъехали к подножью самой высокой на этом хребте горы Пидпула (1629м).

Вариант объехать её вершину с левой стороны плавным траверсным подъёмом устраивал всех... Кроме Дениса. Да в нём никто и не сомневался, ведь он был супер-энерджайзером нашего велопохода. :)
Вот что UAZIK увидел на вершине:

Здесь трудились собиратели ягод (в данном случае - черники), которых с близлежащих сёл вначале дня развозят по ягодным горным плантациям на таких грузовиках, и во второй половине дня забирают их с собранными ягодами обратно.
Мы же тем временем, обходя гору по траверсу, решили под этой горой остановиться на обеденный привал, тем более что этой горой мы отгородились от ветра, а с обратной стороны были замечательные пейзажи, на фоне которых обедать было еще приятнее и вкуснее.

После обеденного привала с дремотой впереди нас ожидал выход на хребет Свидовец в районе горы Матияска (1594м), где мы вскоре оказались после двух км умеренного подъёма.

Обойдя вершину Матияски по правому траверсу, мы вышли на перевал "Білі Криниці" (1594м).

В этом месте новоиспеченный трек сошелся с заранее спланированным, так что на этом непредсказуемость дальнейшего пути закончилась. Судя по туристическому указателю на перевале, до завершения сегодняшнего маршрута оставалось 15 км. Но по красоте и пейзажности маршрут только набирал кульминационные обороты. Так что дальше по хребту Свидовец, не смотря на предстоящие подъемы на горы, высотой свыше 1700 метров, продвигаться было еще интереснее и зрелищнее.
От "Білих Криниць" дорога сначала была изрядно размокшей после прошедших здесь накануне дождей.

Но сближаясь со следующей вершиной на нашем пути - г.Унгаряска (1707м), дорога постепенно становилась более твёрдой и, соответственно, более проходимой.

С вершины г.Унгаряска спускаться не торопились, дабы по левую сторону понаблюдать за рождением горной реки где-то там внизу.

Реальные масштабы всего этого на столько огромны, что никакая фотография не способна их передать. Даже находясь там и видя всё это своими глазами, создаётся ложное ощущение, будто всё это намного ближе. Получался такой себе обман зрения.

Следующую вершину на нашем пути - г.Трояска (1702м) можно было обойти правым траверсом, что многие и сделали. Но некоторые из нас, в том числе и я, всё-таки решили забраться на неё, что дало нам возможность с еще большей высоты разглядеть всё вокруг, в том числе и находящееся внизу за горой озеро Апшинец.

Озеро с такой высоты кажется маленькой лужицей, до которой - рукой подать. На самом деле оно находится аж на 215м ниже вершины этой горы. И это только по высоте. А в диаметре оно более 100 метров. Позже Денис даже захочет спустится к озеру, но потом поймёт, что обман зрения его очень подвёл. И на самом деле подняться с того озера обратно было намного сложнее, чем казалось на первый взгляд.
Мы же с Ванькой, спустившись по хребту с вершины г.Трояска, ограничились лицезрением озера Апшинец с другого ракурса.
Если присмотреться, то и здесь мы видим зарождение горной речки из подземных родников. А мелкие точки возле реки - это туристы, которые возле озера разбили лагерь.
Порадовав глаза такой невиданной до этого красотой, мы отправились покорять следующую вершину горы Геришаска, высота которой 1762м, что являлось рекордно достигнутой нами высотой за этот день и за велопоход в целом.
И снова, подъезжая к подножью горы и глядя на еле-еле взбирающихся по склону велотоварищей, невольно задаешь себе вопрос:" И чего они так долго поднимаются? Я же четко вижу своими глазами, что уклон здесь небольшой." Но это срабатывал снова обман зрения. Не привыкли глаза видеть подобные масштабы. Подъем на самом деле здесь крутой и затяжной, и раз уж мозг не поверил увиденному глазами, то ему пришлось поверить в это при непосредственном подъёме на гору, когда ты изо всех сил пытаешься выталкивать перед собой велосипед, норовящий то и дело спуститься вниз и заодно захватить тебя с собой.

Но всё же сила в наших ногах победила над уклоном горы, и в итоге все велополтавчане смогли покорить вершину горы Геришаска.

За этой горой у подножья на высоте 1584м находится еще одно высокогорное озеро под названием Догяска.

Как и ранее, глядя на озеро с вершины горы, визуально его масштабы оценить было очень сложно.
Тем временем на часах уже было за 19:00, а до финиша оставалось еще 9,5 км. Не смотря на то, что мы находились на самой высокой вершине, впереди нас еще ожидали подъёмы, но уже не такие стремительные.

После 1,5км спуска мы оказались (судя по указателю) под г.Ворожеска.

За этой горой находится еще одно, уже третье на нашем пути, высокогорное озеро с одноимённым названием Ворожеска. Но чтобы его увидеть, нам пришлось по траверсу обходить эту гору. В любом случае, нам всё равно было по пути. И уже через несколько минут нашему взору открылось вышеупомянутое озеро, расположившегося внизу на высоте 1460м, что было ниже нас более чем на 200м.

В это время солнце уже близилось к закату и вокруг резко стало холодать. Те, кто уже вдоволь насладился окружающими видами, уехали вперёд к месту нашей ночевки во главе с теми, у кого были навигаторы с заранее загруженным треком. Мы же вчетвером (я, XSergeyX, Александр и UAZIK) до самого захода солнца любовались пейзажами.

Близ предпоследней на нашем маршруте горы под названием Крачунеска (1686м) я попытался заснять еще одно продолжительное видео (тайм-лапс) с видом на крайнюю гору Стиг и выглядывающую из-за её вершины верхнюю станцию подъемника, которые постепенно погружались в сумрак.

С заходом солнца завершилась наша фото- и видео-съёмка в тот день. Но добраться на Драгобрат до места нашей ночевки без приключений не удалось.
Так получилось, что те, кто уехал вперёд, случайным образом разделились на 3 группы. Первой из них удалось еще по-светлому прибыть к месту расположения коттеджа. Вторая и третья группы разделились в процессе спуска вдоль подъемника. Мы же - четверо замыкающих, сбились с верного пути (увлекшись спуском, вовремя не свернули) и потом еще по траве взбирались к верхней станции подъемника, чтоб оттуда уже по треку доехать до места ночевки.
Но приехав к месту назначения уже в полной темноте, мы оказались еще не последними, кого здесь еще здесь с мигающими фонарями ожидали. Благо у нас были рации. Связавшись с затерявшейся группой, я скоординировал их движение в правильном направлении, опираясь на информацию о том, что они видят возле себя, и отслеживая по карте их передвижение.
В итоге всё завершилось благополучно - все нашлись и прибыли к месту ночевки целыми и невредимыми... Разве что за исключением моей левой ягодицы, в которую UAZIK умудрился на последнем спуске под свет фонаря влететь на велосипеде со всего разгону, не сумев вовремя вытормозиться. :) Но это уже другая тема.
Мы же, расположив в подсобных помещениях свои велосипеды, отправились ужинать, ведь хозяйка уже давно готова была нас накормить. А кого надо - и напоить :))
Кстати, ночевали мы на Драгобрате в т.н. "Хате Звиздаря", расположенной на высоте выше 1300м. Это впервые и единожды за велопоход мы ночевали так высоко над уровнем моря. Месторасположение дома, как оказалось на следующее утро, очень удачное... Но об этом читайте в отчете за следующий день.

Итог 6-го дня: наколесили почти 50км, при этом достигли рекордного за 1 день набора высоты - 1750 метров в диапазоне от 522 до 1762м.
На мой взгляд, это был самый насыщенно-пейзажный день за весь велопоход. И большая заслуга в этом небесной канцелярии, которая не подвела с погодой в этот важный для нас день велопохода, за что ей огромная благодарочка!

День 7-й, суббота 23 августа: Драгобрат-Ясиня-водопад Женецкий Гук-Микуличин.

Субботнее утро разбудило многих первыми лучами солнца, озарявшими всё вокруг. Только тогда, выйдя на балкон, я наконец-то увидел, в каком красивом месте мы ночевали.
Вернее, какой замечательный вид открывался отсюда.

Утренние облака плотно покрыли белой пеленой низлежащие сёла. Думаю, у них утро было пасмурным или, как минимум, туманным.

На седьмой день первоначально был спланирован подъем на гору Близниця (1881м) с последующим спуском в с.Тростянец и выездом на трассу, ведущую через Ясиня в Микуличин согласно следующему треку: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yztsamusnbwoxkwb
Но глядя на то, что за предыдущий день все и так изрядно набрались впечатлений и, естесственно, потратили на это много сил, я решил упразднить подъем. Взамен этого, перенёс посещение водопада Женецкий Гук с восьмого на этот день. Изменённый маршрут седьмого дня выглядел так: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hlrcwpekugifovtk
Собрав вещи и позавтракав (за что спасибо хозяйке), мы еще раз проверили тех.состояние своих велосипедов перед выездом, ибо нас сразу же ожидал 8-километровый спуск по грунтово-каменной дороге в с.Свидовец.

Подрегулировав тормоза и убедившись в готовности велосипедов к дальнейшей поездке, мы помчали вниз.

За 8 км стремительного спуска мы сбросили аж 700 метров высоты. Зачетный получился спуск. Впервые за велопоход день начинался со спуска с горы, а не с подъёма на неё. Хотя было грустно осознавать, что более за этот велопоход на вершины гор и на полонины мы подыматься уже не будем. Но, проиграв в пейзажности, седьмой день явно выигрывал по качеству покрытия дорог. И уже после спуска мы выехали на трассу, по которой через 3км въехали в с.Ясиня, а оттуда, заправившись провизией, медленно, но уверенно поднялись, через Лазещину, на Яблуницкий перевал, высотой 931м, который разделяет Закарпатскую и Ивано-Франковскую области.

Здесь же, на 24-м километре сегодняшнего нашего пути, мы решили сделать обеденный привал, поднявшись слева от сувенирного базарчика к находящейся в тени уютной поляне, обустроенной лавками для отдыха.

Здесь же, на перевале, Ванька продемонстрировал на очередные свои фатальные "трофеи": выбитую спицу и вырванный шип с контактной обуви.
Благо, что с такими дефектами еще можно было продолжать ездить.

Спустя около часа, мы последовали дальше по той же дороге, только уже в Ивано-Франковской области, и не подымаясь на перевал, а спускаясь с него на протяжении следующих 17км. Красота!
За селом Татаров по указателю мы свернули на второстепенную дорогу, ведущую к водопаду Женецкий Гук. У дороги местами образовались обвалы, в следствии чего с недавних пор проезд крупногабаритных машин и автобусов сюда запрещен. Но велосипед до таких размеров немножко не дотягивает, поэтому мы смело могли ехать к водопаду.
Спустя 5 км подъема по плавно уходящей вверх дороге, мы прибыли на это попсовое место. Тут тебе и базарчик с сувенирами, и шашлык с глинтвейном, и спуск на троллее. И, как между прочим, водопад Женецкий Гук. Вот он то нас интересовал больше всего.

Оставив велосипеды и вещи возле уютных столов, расположенных у нижней стороны троллея, мы группами по очереди сходили к водопаду.

Многие приходили сюда в основном только пофотографироваться на фоне водопада, и лишь единицы - чтобы искупаться под ним. За время моего присутствия на водопаде такими единицами оказались только я, Ванька и Денис.
Сперва мы изобразили картину "Этапы эволюции человека", а уже потом сфоткались под мощным водяным потоком водопада.

Вода оказалась более, чем бодрящей. А поток воды бил с такой силой, что Ваньку чуть не сбило с ног. Так что мы не стали рисковать целостностью своих костей и через несколько секунд вышли из-под водопада.

Т.к. в прошлом году я, Ванька и Денис уже посещали местную достопримечательность и еще тогда успели покататься на троллее, то в этот раз нам уже не был интересен этот аттракцион. Зато некоторые другие участники велопохода с радостью согласились прокатиться. Правда, как оказалось после, явно завышенная цена не соответствовала расстоянию и времени полёта.

Нагулявшись здесь, мы поехали вниз до выезда на трассу и дальше продолжили плавный спуск в с.Микуличин, где нас уже ждали в "Уютном гнёздышке" (так называется усадьба, в которой нам предстояло ночевать).

В отличие от предыдущих ночевок, эта ночевка была для многих крайней в рамках данного велопохода по Карпатам, а также насчитывала уже не 14, а 15 велосипедистов. Ведь этим вечером Оля Sky должна была приехать на поезде в Микуличин и присоединиться к нашей велопоходной компании. Поэтому сразу после ужина я собрал желающих съездить на ж/д-станцию, и вместе мы поехали её встречать.
Поезд, на котором приехала Оля, имел в своём составе как минимум два вагона №6, ибо по прибытию поезда мы помчались за вагоном с таким номером, но после остановки поезда оказалось, что Оли в этом вагоне нет, а она ехала в другом вагоне №6 (вывеска с номером вагона была и таи, и там). Так что встречали уже не мы её, а она нас, возвращающихся с начала к середине станции.
После благополучной встречи и сборки велосипеда Оли, мы на обратном пути конечно же заехали в местную пивоварню, дабы запастись правильным пивом, срок годности которого составляет всего 3 дня. Судя по объему продаж и количеству покупателей, с каждым годом добрая реклама об этом заведении разрослась в геометрической прогрессии. Но мы всё же не уехали с пустыми руками - благополучно дождались очереди как раз перед закрытием.
Вечером, как обычно у нас бывает, мы отмечали закрытие очередного успешно проведённого дня велопохода.

Во дворе, напротив коттеджа, находится маленькая избушка, в которой на радость нам был камин. Поэтому особо стойкие и желающие заполночь пообщаться, переместились туда, потеснив поставленные там на ночевку наши велосипеды. Ванька быстренько подсуетился и вмиг привел в действие находящийся в том домике камин. Треск дровишек в камине придавал нотку романтики и уюта к нашей полуночной беседе.

Хотя и здесь, как потом оказалось и чему я даже не удивился, Ванька отличился - сумел пропалить свои штаны, которые повесил над камином, в надежде их высушить. Ну что ж, одними штанами стало меньше - облегчение рюкзака, как-никак. :)

Когда все разошлись по комнатам отдыхать, Ваньку начал беспокоить тот факт, что двери в домик с камином не закрываются на замок. Не долго думая, он придумал для потенциальных воришек шумную засаду:

Аналогичную "сигнализацию" он установил с внутренней стороны входных дверей в наш коттедж.

Так что, благодаря Ваньке, ночью мы были надёжно защищены от непрошенных гостей. :)

Подведём итог седьмого дня велопохода: проехали почти 60км, при этом, благодаря изменениям в первоначальном плане, сбросили высоты в 2 раза больше, чем набрали. Так что день прошел относительно релаксно.
Это была крайняя ночевка за этот велопоход в таком количестве.

День 8-й, воскресенье 24 августа: День отъезда основной группы и День Независимости в Буковели для оставшихся.

Утро восьмого дня встретило нас пасмурной и дождливой погодой. Те, кто оставался в Карпатах еще на неделю (Ваня, Аня, Sky, ViX, XSergeyX и Александр), после завтрака начали собираться в дорогу, ведь нам предстоял сегодня 25-км путь, хоть и не протяженный, зато с плавным подъемом. Да и нужно было быть готовым выезжать сразу, как утихнет дождь.
Основная группа участников никуда не спешила, ибо они уезжали из Микуличина на дизель-поезде в Ивано-Франковск аж после обеда.
Так и не дождавшись полного завершения дождя, спустя пару часов, мы, поблагодарив всех завершавших сегодня велопоход за дружную компанию, и пожелав им счастливого пути на Родину, отправились под моросящим дождем в Буковель, не забыв перед этим одеться в дождевики и накинуть чехлы на рюкзаки.

Через полтора часа мы прибыли в Буковель. За это время дождь несколько раз усиливался и прекращался. Даже иногда появлялось солнце из-за туч.
Буковель встретил нас легким туманом и слегка моросящим дождиком, который вскоре прекратился.

Проживание в гостинице Буковель я оплачивал еще заранее и расчитывал на пятерых человек, т.к. XSergeyX на тот момент еще не сообщал о своем намерении поехать с нами. Попытка поменять 3-местный номер на два 2-местных не дала результатов: экономов уже не было, а люксовые стоили очень дорого. Мы посоветовались и решили, что Серёга будет как бы гостем, пришедшим поболтать в 3-местный номер, и случайно в последствии уснувшим до утра. Как раз, совершенно случайно, в 3-местном номере оказался дополнительный матрац. Так что жильё Серёге было на ближайшую ночь обеспечено.

После расселения, мы оставили в номерах велосипеды и вещи, а сами пошли пообедать в местную "Вареничную", уникальность которой состояла в том, что с чем бы ты ни брал вареники, какие бы салаты к ним ни добавлял - всё равно считают по общему весу по 10грн/100грамм. Как для Буковеля - очень выгодная и доступная получается еда.

После сытного обеда, мы, пока позволяла погода, решили подняться на подъемнике на гору Буковель.

Хотел я было исполнить Серёгину карпатскую мечту - увидеть хоть издали Говерлу. Для этого, сойдя наверху с подъёмника, мы проследовали на специальную смотровую площадку в сторону Говерлы, но вместо гор мы увидели сплошной туман. В этот раз не сбылась его мечта.
А чтобы не зря было сюда приходить, мы решили соорудить анимашку под названием "Светофор":

Дождь, видимо, воспринял зелёный сигнал в свой адрес и в тот же миг пустился. Сперва мы пытались прятаться под ближайшим деревом, но когда оно промокло - побежали у "Фильварок", расположенный возле верхней станции подъемника. Там то мы переждали дождь, заодно немного высохли, подогрелись глинтвейном и согрелись зажигательными гуцульскими песнями-плясками в исполнении местного ансамбля.

Тем временем закончился дождь и мы вышли на панорамную фото-сессию.

После чего мы решили не дожидаться возможной следующей волны дождя и спустились обратно на подъемнике вниз.

Спустившись, мы пошли гулять по Буковелю, заодно выбрав направление в сторону продуктового магазина, дабы закупиться на праздничный ужин и утренний завтрак.

Под отелем "Грибова хата" мы повстречали интересный двухколёсный экспонат - "Самогоноход":
Конечно, Ваньке лучше бы подошел "Пивоход", но за неимением оного, пришлось фоткаться на таком.

А Серёге в тот вечер ничего для счастья уже не надо было. Ведь у него теперь был "кексуальный мишка". :)

Мы же, уже скупившись в магазине, заняли одну из многочисленных беседок, организовали праздничный мини-стол и под запись видеотрансляции военного парада в Киеве, мы отметили День Независимости.

Как только стемнело, мы услышали музыку, доносящуюся с центральной площадки Буковеля. Мы мигом всё собрали и пошли туда. Там была вечерняя праздничная дискотека под открытым небом. А нам большего в тот момент и не нужно было. Продолжили отмечать День Независимости танцами под зажигательную музыку.

Вот так и завершился восьмой день. Итоги дня подводить не буду - и так ясно, что всем было весело, не смотря на пасмурную погоду. :)

День 9-й, понедельник 25 августа: Буковель-Верховина.
Всё, что было известно на момент прихода девятого дня, - это место нашей следующей ночевки, и оно находилось в Верховине. Дальше - всё просто, достаём навигатор и расчитываем по дорогам маршрут до Верховины. И никаких тебе предварительно запланированных маршрутов (именно в таком формате проходили последующие дни велопохода). Навигатор подсказал, что до Верховины нам ехать 55 км. А по графику высот выяснил, что на всей дистанции нам придётся преодолеть всего один, но затяжной подъём на Кривопольский перевал, высотой 1013м. Учитывая, что весь маршрут пролегает по асфальтированным дорогам, то ничего сверхсложного в этом маршруте не было. Поэтому с выездом мы не спешили. Хорошо отоспавшись и позавтракав, в назначенное время 11:30 мы съехались к ресепшену отеля Буковель, чтобы сдать номера.

Как ни странно, за время пребывания в гостиничных номерах мы ничего не разбили и ничего не утащили с собой. Так что нас быстро отпустили, пожелав счастливого пути. Ну, мы и поехали.
До Ворохты (промежуточный населённый пункт по пути на Верховину) мы доехали за час, как говорится, "на одном дыхании". 26 км сначала плавного спуска, затем такого же плавного, еле заметного подъема не стоили нам особых усилий.

Заехав в Ворохту, мы с Ванькой и Олей (те, кто был здесь в прошлом году) сразу вспомнили про местные достопримечательности: Ворохтянские виадуки и горнолыжно-тренирововчная база, которая действует даже иногда в летнее время. Вот туда мы сразу и заехали. Но не для того, чтобы отточить мастерство спуска на лыжах, а чтобы оставив внизу свои велосипеды, подняться на однокресельном подъемнике вверх на гору.

Наверху вблизи подъемника местный две женщины "держат" мини-базарчик с сувенирами и различными местными настойками на травах, продегустировав которые сразу появляется смелость бесстрашно покорять новые вершины. И хоть для трёх из нас те вершины не были новыми, мы всё равно туда полезли. Я говорю о упомянутой ранее горнолыжно-тренировочной базе, на верхушку сооружения которой мы и полезли.

Вот сюда тренирующиеся лыжники забираются со своими широкими лыжами, которые потом устанавливают на пластиковые колии и по ним спускаются как на снежном склоне вниз. После совершения прыжка, лыжник приземляется на специальную мягкую и скользящую поверхность, имитирующую снежный покров. Как-то так они летом и тренируются (видели в прошлом году). Но мы решили не тренироваться, а вместо лыжи запустили по колее найденную здесь длинную палку. Правда она практически сразу остановилась, тем самым доказав, что до профессионалов нам еще далеко. Да, мы и не спорили с этим.
После этого мы спустились обратно к мини-базарчику, где хлопец на квадроцикле предлагал прокатить в качестве пассажира в течение трёх минут по небольшому горному маршруту. Испытателем-пассажиром квадрацикла из всех нас стал Александр.
Ему понравилось, но конечно же хотелось по-дольше покатать.
В качестве моральной компенсации ему дали побибикать и посидеть за рулём единолично :)

Нагулявшись здесь, мы спустились обратно на подъемнике к своим велам, которые уже заждались нас на велопарковке.

Далее мы заехали под первый на нашем пути виадук, чтобы найти здесь когда-то заложенный тайник.
Но как и в случае возле оз.Синевир, этот тайник тоже был разграблен.
Хотя меня в этот момент больше стал беспокоить другой вопрос: где купить дешевые новые кросовки? Ибо мои уже напрочь отказывались продолжать велопоход, всячески намекая мне всё больше и больше отслаивающимися подошвами.
Вспомнив, что в прошлом году Оля Sky также обновила в Ворохте кросовки, мы поехали в тот магазинчик. К моему счастью, он был открыт, и в нём даже нашлись новые кроссовки по очень доступной цене и, что самое главное, подходящего размера.
Так что со старыми можно было свободно попрощаться.

Далее мы заехали на уже известный с прошлого года нам виадук. Он теперь недействующий, поэтому по нему можно свободно ходить.

Параллельно ему для железной дороги был построен новый.

После исследования виадука, мы решили перекусить. Набрав с собой провизии, мы выехали за Ворохту и недалеко от дороги возле красивого колодца, сели за стол пообедать.

После обеденного перерыва, мы практически не заметили, как поднялись на Кривопольский перевал, хотя до него с места привала было еще около 10км пути по более крутому, чем до Ворохты, уклону.

Оставшиеся 20км до Верховины нам предстояло проехать, плавно спускаясь с перевала. Так что, казалось, что на сегодня все трудности для нас завершились, так особо и не начавшись. Но, как вскоре оказалось, те участки дороги, которые мы считаем наиболее безопасными, на самом деле могут принести большие проблемы. Так и случилось на этот раз. Спускаясь без какого-либо значительного ускорения, где-то на полпути от Ворохты до Верховины Ваня и Аня врезались друг в друга. Произошло это от того, что ехали они друг возле друга, а на их пути у каждого оказалась ямка, которую они, как вы уже догадались, объехали, поворачивая руль навстречу друг другу. В итоге оба свалились на асфальт. И если Ваня отделался счесанной рукой, то Аня при этом рассекла ударом об асфальт кожу на голове. И как следствие - лужа крови. Слава Богу, что при этом она не потеряла сознание и сразу напротив нас остановилась машина, водитель которой очень помог нам с оказанием первой помощи. Вобщем, всё могло быть и хуже, ведь как оказалось, Аня в момент падения была без шлема. Она его зачем-то повесила на рюкзак. Вот и делайте после этого выводы. Аня уже сделала: если при катании на велосипеде рядом есть шлем, то он должен быть на голове.
Состояние Ани позволяло ехать ей самостоятельно. Но всё же мы решили перестраховаться и по приезду в Верховину, заехали в районную больницу. Там ей, не смотря на вечернее время, вызвали врача, который наложил ей шов на рассеченной коже. Вот так Ане пришлось учиться на своей ошибке.
На ночевку в Верховине остановились в одном из уютных 2-этажных домиков коттеджного комплекса "Магурка".

День 10-й, вторник 26 августа: По черному маркированному маршруту.

Как я уже ранее сообщал, на вторую неделю маршрутов предварительно не планировал. Поэтому, в этот день с целью выбора маршрута я решил зайти с мобильного на сайт "Велокраїна" и в разделе "Маршрути" выбрал наиболее подходящий, чтобы до темноты вернуться обратно, благо ночевали мы здесь 2 ночи подряд.
Итак, из семи представленных на сайте маршрутов близ Верховины был выбран маршрут под названием "Скупова" (по навзанию одной из гор на маршруте), ибо все остальные маршруты оказались, как по мне, не достаточно протяженными.. Всё бы хорошо, но "Велокраїна" по какой-то причине не выкладывает треки своих маркированных маршрутов. Поэтому пришлось мне загружать карты OpenCycleMap данного региона и по текстовому описанию маршрута "Скупова" наносить вручную трек.
Цитирую текст описания маршрута с сайта "Велокраїна":
"Цей велосипедний шлях великої протяжності можна віднести до маршрутів екстремального рівня. Він призначений для рекреаційних подорожей досвідчених і добре підготовлених велосипедистів.
Маршрут починається у центрі міста від Туристично-інформаційного центру на вул. Миколи Рибчука, 7, звідки прямує по вул. Франка повз музей Гуцульщини та музей Гуцульського побуту і музичних інструментів (100 м ліворуч від дороги) у напрямку Криворівні до мосту через р. Чорний Черемош, біля якого знаходиться джерело з мінеральною водою. По мосту перетинає річку і далі за мостом маршрут пролягає асфальтованою дорогою по вул. Поповича, а потім по вул. Гуцульського повстання, де треба за вказівником повернути ліворуч на вул. Жаб’ївський потік. Праворуч по ходу маршруту буде розташовано музей «Тіні забутих предків», звідки шлях вже грунтовою дорогою пролягає по тій же вулиці вгору за річкою до садиби «Водограй», в 50 м за якою знаходиться невеликий водоспад на Жаб’ївському потоці.
Далі маршрут виходить за межі смт. Верховина та прямує через села Замагора, Красноїлля та Голови. Далі маршрут підіймається на хребет біля г. Скупова і йде мальовничими плаями по хребту гір Зміїнська та Крента. З хребта маршрут спускається в долину Чорного Черемоша в районі с. Красник, звідки повертається через с. Ільці до смт. Верховина.
Починати проходження цього маршруту краще рано вранці, аби ніч не заскочила вас у горах."
Раз уж мы взялись проходить этот маршрут, то можно было смело себя отнести к "досвідченим і добре підготовленим велосипедистам". Правда, Аня хоть и чувствовала себя после падения нормально, но всё же решила не рисковать и провести этот день без выезда. Так что на маршрут вышли мы впятером (PaRaZiT, XSergeyX, Александр, Sky, ViX).
Согласно описанию, маршрут начинался в Верховине и проходил в т.ч. по улице Жабьевский поток. А наш коттедж как раз находился возле этой улицы. Так что с этого места мы и начали его проходить. Правда, описанного музея "Тени забытых предков" мы так и не встретили (уже после, зайдя на сайт музея, указанные там координаты вели совсем на противоположную сторону Верховины).
Т.к. жили мы на окраине Верховины, то маршрут сразу же начался с подъема по грунтовой дороге, усыпанной гравием.

По пути начали встречаться маркировки веломаршрута, по которому мы шли.
В течение первых 6км мы поднялись с 600 до 950м высоты. С этой промежуточной "вершины" открывалась панорама на расположенное здесь село Замагора.

Название этого села происходит от расположенной между ним и Верховиной горы Магора. В свою очередь гора носит такое название из-за схожести на букву "М". Так что получается, что обогнув гору Магору, и выехав за Магору, мы въехали в село Замагора. :)
Далее, в течение следующих 8км, мы покатили вниз к селу Красноилля, сбросив ровно столько высоты, сколько поднимались до этого.
В центре Красноилля маршрут уходил незаметным резким поворотом вправо. Проскочив поворот и поняв это метров через 200, т.к. мостов через рядом протекавшую речку не было, пришлось уточнять дорогу к селу Головы у местного населения. После успешной корректировки, мы снова вернулись на маршрут.

Вот только меток на маршруте местами не хватает. Хотя бы на том же проблемном повороте можно было и добавить метку. Да, и еще. Проезжать маршрут следует только в этом направлении, ибо с обратной стороны меток не видно.
От с.Красноилля начинается подъем и через 5км по грунтово-каменной дороге въезжаем в с.Головы.

Прочитав краткое описание села (кстати, очень удобно сделали: въехал в село - и сразу о нём всё главное узнал), мы поехали дальше, всё больше и больше набирая высоту. Правда, ехать на подъеме получалось крайне редко, в основном шли пешком.

Периодически нам встречались деревянные шлагбаумы, из-за которых приходилось останавливаться, открывать, закрывать и снова продолжать движение.

А мы всё шли и шли на подъем.

И так от с.Головы километров 7-8, пока не вышли на хребет близ горы Скупова, достигнув тем самым максимальной высоты за этот день - 1440м.

Справа по хребту открывалась обзорная панорама на низлежащие сёла, в т.ч. на Замагору.

Как видно из панорамного снимка, день продолжал быть пасмурным. Чувствовалось, что вот-вот пойдёт дождь, но что-то его сдерживало. До нас иногда долетали одиночные капли, а бывало кратковременно моросил дождик.
И снова эти надоедливые "шлагбаумы". Правда, здесь они были больше похожи на разборные заборы.

Возможно так ограничивали передвижение крупного рогатого скота, который выпасают без присмотра в здешних местах.
Заметьте, кстати, какое уникальное небо: где-то там на другой горе светит солнце, а у нас пасмурно и пролетают капельки дождя.
На открытых участках хребта боковой ветер достигал такой силы, что сдувало с велосипедом на бок, при этом тело моментально охлаждалось. Сразу стало холодно.

Я представляю, что творится на вершинах гор в непогоду. А зимой в снежную метель? Бррр...
Тут летом пришлось одеваться во всё, что было, пока не доехали до тихого места, где ветер уже не так пронизывал. Так что собираясь в горы в непогоду, не забудьте прихватить с собой термобелье, даже если первоначально вам оно не пригодится.
А у нас ветер с гор всё дул и радугу надул:

А вообще было очень интересно наблюдать в горах за быстрой переменой погоды.

Т.к. максимальную высоту за сегодня мы уже достигли, то дальнейшее движение по хребту было с преобладанием спусков, хоть и небольших. Так, спустившись немного по хребту, мы оказались у очередного разборного забора, на котором была метка красного пешеходного маршрута со стрелкой налево. Метки черного веломаршрута на заборе не было. Зато через метров 30 прямо (в стороне от красного маршрута) на дереве всё же заметили метку велосипедиста, правда было не ясно, то ли она указывает прямо на спуск в лес, то ли попутно с красным маршрутом. Снова недостаточно указателей. Зная, что спускаться нам с хребта еще рано, да и спуститься всегда мы успеем, мы всё-таки решили идти по красному пешему маршруту, уходящему немного вверх. Как потом оказалось, выбор был сделан верно - мы снова встречали метки черного веломаршрута. Хотя здесь уже можно ориентироваться и на метки пешего красного маршрута - он тоже ведёт по данному хребту с последующим спуском в долину в районе села Красник, аналогично черному веломаршруту.

Но помимо меток маршрута мы еще встречали стада коров. Один раз нам пришлось даже обходить огражденное забором стадо, на месте которого пролегал маршрут.

Но без поправок из-за условий местности не обходится ни один маршрут. Главное, чтобы после отклонения всегда была возможность вернуться на маршрут.

Тем временем световой день подходил к концу, а мы, проехав по хребту полонинами Крынта и Поконечна, выехали к месту, с которого начали стремительный спуск с хребта в долину реки Черный Черемош.

Но перед тем, как спускаться в с.Красник, мы решили остановиться на панорамный пит-стоп. Нам как раз на обзорной поляне повстречалась лавочка с видом на долину реки Черный Черемош, с.Ильцы и на Верховину.

Отсюда до места ночевки в Верховине оставалось 11 км, из которых 1,5км ужаснейшего спуска. Не знаю, чем здесь можно вообще проехать, ибо в траншеях, образовавшихся в колеях дороги, в половину роста мог поместиться велосипед, если бы не педали. Поэтому приходилось объезжать и обходить травянистыми уклонами вдоль "дороги". Село Красник встретило нас сразу после разбитого спуска уже привычным нам разборным забором, а также нам повстречался хозяин одной из хат с вопросом: "Ну, як вам дорога?", на что я ответил: "Нема там дороги". А мужик встречно подтвердил:"Два роки вже нема - розмило водою і розтоптали корови". Так что вот такое завершение черного веломаршрута. Оставшиеся 9 км плавного спуска по асфальтированным дорогам я уже не считал - маршрутом. То уже считай приехали.
В Верховине перед возвращением в коттедж заехали в магазинчик скупиться на ужин и завтрак, хотя из еды оставалось купить только рыбу - Аня зря времени не теряла и приготовила нам, пока мы ездили, полноценный обед+ужин (2в1), за что ей огромный респект!
А рыбу готовить у нас мастер - конечно же Ваня. А тут как раз камин в доме есть. Правда, это хоть и не мангал, но дрова так же сгорают, образуя горячие угли - а это как раз то, что нужно для запекания рыбы в фольге.
Так что наелись мы в тот вечер, как говорится, "от пуза". Сашко после такого сытного ужина даже прилёг в гамак на веранде для лучшего усвоения пищи.

А на улице было всего-то 10 градусов тепла. Но нам холод был не страшен, ведь у нас в доме камин, выполняющий роль, как мы уже успели проверить, не только мангала, но и печки (судя по воздуховодам, ведущим в каждую из двух комнат на втором этаже). Но то ли  Ванька закинул через чур много дров, то ли теплоизоляция камина от стен внутри дома была недостаточной... Вобщем через пару часов активной топки я учуял сначала какой-то едкий запах. Потом обнаружил дымок из-под междуэтажных щелей. Вскоре едкая вонь разошлась по всему дому. Пришлось настежь открывать окна, двери и проветривать. Благо, что это обнаружили до того, как все уснули. Начали глушить камин, т.е. перекрыли ему доступ воздуха - а он не тухнет. Заливать водой - вариант категорически не пригодный, ибо раскалённый чугун и огнеупорное стекло камина могли лопнуть от резкого перепада температур. Оставалось только одно - вытянуть из камина самые большие горящие головёшки и окунуть их в воду. Так и сделали. Всё обошлось. Едкий запах выветрили. А камин еще до утра нас согревал - очень теплоёмкий оказался. Это еще и потому случилось, что этот коттедж построили недавно и еще не успели обжечь камин. Вот он и "запыхтел". Так что мы ему, можно сказать, провели боевое крещение. :)

В завершение отчета о десятом дне велопохода, вернёмся к разведанному и успешно пройденному нами черному веломаршруту "Скупова". Фактический трек я не записал, но по памяти его восстановил, и выкладываю здесь ссылку на него, может кому пригодится в будущем: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=gduhwhgmczuwmpgl
За визуальное сходство формы трека с хлебо-булочным изделием, мы его так и прозвали "Верховинский круассан". :)
Суммарный набор высоты за 52км пути получился около 1400м в диапазоне высот от 580 до 1440м.

День 11-й, среда 27 августа: Верховина-Буковецкий перевал-Косов.

В этот день конечной нашей целью был город Косов, в котором у нас были запланированы следующие две ночевки. По расчетам навигационной программы, до него из Верховины было около 35 км по трассе Р24 через Буковецкий перевал (835м). Для нас данный маршрут не представлял особой сложности, поэтому с выездом мы не спешили.
Вдоволь выспавшись, плотно позавтракав и проведя ежедневный "техосмотр" велосипедов, мы наконец-то, около 12 часов дня, собрались выезжать.

Через 8 км плавного спуска вдоль р.Черный Черемош мы заехали в с.Криворивня, где возле сельсовета увидели отставленный в сторону (не понятно по какой причине) туристический щит с картой маршрутов и достопримечательностей. Нас заинтересовал красный веломаршрут, который значится на сайте "Велокраїна" под названием "Писаний камінь" (по одноимённому названию горы на маршруте). Но он был нам немного не по пути, поэтому мы решили сначала подняться по трассе на Буковецкий перевал, а там уже решить - ехать или нет, т.к. маршрут именно там отклонялся от нашего сегодняшнего основного пути.

В Криворивне заехали на интересный подвесной пешеходный мостик.

После чего нас ожидал 5-километровый подъем по трассе на Буковецкий перевал, за который мы набрали 250м высоты.

Погода, как и в предыдущий день, была пасмурной. Но дождя, к счастью, пока не было.
С Буковецкого перевала до места ночевки в Косове оставалось 22км постоянного спуска, а на часах было всего 14:00. Поэтому с учетом достаточного запаса времени, мы решили подняться к местной достопримечательности - на гору "Писаний камінь", до которой было чуть больше 6км грунтового пути и 400м набора высоты.
Поднимаясь, встретили лежащего на траве быка, которому на морду лица зачем-то примотали доску.

Вокруг начали открываться пейзажно-пасмурные виды на горы.

А с противоположной стороны тучи цеплялись за вершины гор.

А нам - вперёд и выше!
Касательно фотографии выше: перед подъемом на гору видно дорожку, траверсом уходящую вправо. Я сначала съездил на её разведку, в надежде, что она нам подходит и нам не придётся подыматься на эту промежуточную вершину, но она уходила намного правее от предполагаемого курса на "Писаний камінь", да и маршрут по туристической карте указывал вверх. Мы туда и пошли, точнее потащили свои велосипеды.

Тяжело на подъёме, зато на вершине - глазам приятнее.

Но это лишь промежуточная вершина - гора Копилаш, высотой 1130м. Хотя до нашей цели оставалось набрать всего 100м высоты. Видимо, в горах расстояние актуально измерять набором высоты, ибо по слабому уклону или спуску можно ехать и быстро преодолевать такое расстояние, на которое на крутых подъемах уйдёт в 10 раз больше времени.
На полонине Копилаш нам повстречалась одноимённая табличка, по информации которой стало ясно, что где-то рядом продают СЫРРР!

Я хоть и не Рокфор из мультфильма Чип и Дейл, но глаза загорелись примерно так же. Поверьте, если в горах есть возможность купить сыр - покупайте, не пожалеете.
Поэтому я без раздумья решил немного спуститься вниз к домику, где по всей видимости я и мог приобрести сыр. Чтобы не скучно - прихватил с собой Сашка, показав остальным направление плавного подъема на "Писаний камінь".
Вот по этой, уходящей вправо Z-образной дорожке мы и спустились к домику (внизу справа на фото).
Возле домика отец с сыном сооружали поилку для коров. Узнав, что мы за сыром, провели нас в хатынку, где на стеллажах под крышей дозревал сыр. А "вурда" (если заметили, на вывеске это слово тоже было) - это молодой сыр, более похож на творог, только твёрже. Продегустировав сыр и вурду, я остановился на втором, хотя сыр тоже был вкусный, но много с собой не увезешь. А вурду мы и так съедим на следующем обеденном привале. Взяли 2,5кг по цене 40грн/кг. У них даже электронные весы в той хатынке есть. Так что при необходимости здесь тоже пользуются китайскими гаджетами. :)
Еще я у них уточнил, что это за тропинка уходит траверсом за их дом вокруг горы Копилаш? Оказалось, что эта тропинка как раз выходит на ту дорожку, которую я пытался безуспешно разведать, перед покорением горы. Так что на обратную дорогу мы уже знали объездной, менее уклонный путь.

Тем временем, остальные уже забрались на крайнюю полонину перед завершающим подъемом к нашей цели. Здесь мы их и догнали. Все любовались красотой гор и так непривычно быстро пробегающими и образующими туман тучами.

А с другой стороны было видно вдалеке, как рождаются тучи, вылетая из вершин гор, как дым из трубы.

И вот, последний рывок, длинной 500 метров - и мы на вершине горы "Писаний камінь", спустившись за которую метров 100, мы прибыли к нашей цели.

Примечательным было то, что здесь повсюду светило солнце, будто это совсем другой день.

Ах да, забыл показать местную достопримечательность, ради которой мы сюда подымались.
"Писаний камінь" - это группа скальных образований, цепочка камней, высотой от 2-3 метров вначале до 20-метровых монолитов и суммарной протяженностью около 80м,
Назвали их так потому, что на камнях кругом есть петроглифы - высеченные рисунки либо древние надписи, датируемые еще временами Киевской Руси. Хотя в современном состоянии этих камней сложно отыскать наскальные послания из далекого прошлого.

Зато разукрашенных фраз а-ля "здесь был коля" - пруд-пруди. Диву даешься, что и сюда отпрыски общества смогли добраться и оставить после себя "величайшей мудрости" след. А ведь когда-то здесь бывали Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский... Теперь же здесь от культуры и след простыл.
Хотя кто-то всё же заботиться об этом месте. Вот и столик с лавками установили, чтобы такие как мы могли прийти, присесть, отдохнуть с дороги, а может - и пообедать...

Пока мы находились возле обПисанных камней, с погодой творились чудеса. Теперь, составляя отчет, я вспомнил, что на протяжении около 1 часа оставлял камеру заснять вид, открывающийся с этих камней. Поэтому здесь и сейчас хочу с вами поделиться видеозаписью этого необычайно красивого природного явления, ускоренного в 24 раза:

Вот так, пока мы были здесь, спустя полтора часа резко изменилась погода. И там, где мы еще недавно ехали по открытой полонине, уже царил туман.

Зато обратный путь не был таким однообразным. На самой вершине мы увидели, как образуются тучи. Затем мы в них въехали. Ощущение такое, будто попадаешь в сырой погреб, в котором отсутствует вентиляция и вокруг сплошная бело-серая пелена.

А спустившись ниже, мы увидели картину, которая напомнила мне мультфильм "Ёжик в тумане".

Дальше мы узнали, что будет, если попытаться нырнуть под туман. Спускаясь еще ниже к Буковецкому перевалу, туман плавно рассеивался, а если быть точным - оставался выше нас в виде дождевых туч, и вместо плотного влажного воздуха, окружавшего в тумане нас, теперь на нас падали сконденсировавшиеся в тучах-тумане капли дождя. И чем ниже мы спускались, тем больше и чаще становились капли. Выехав на трассу в районе Буковецкого перевала, мы обнаружили её уже давно промоченной дождем. Дабы не промокнуть самим, быстро оделись в дождевики и укутали пакетами и чехлами рюкзаки.
А далее нам ничего не оставалось, как еще 22 км спускаться вниз по трассе, поливаемые сверху дождём. А он становился всё сильнее и сильнее. Порой казалось, что сильнее уже некуда, но спустившись еще, понимали что есть еще куда сильнее.
Не смотря на дождевики, пока мы доехали до места ночевки, нам удалось изрядно промокнуть. Во всяком случае, вода из обуви выливалась уже через верх. Зато велосипеды очень даже хорошо отмылись.

Прибыв в забронированную Ванькой усадьбу "Скалы", мы первым делом поразвешивали для сушки все наши промокшие вещи, благо в коттедже был нагреватель типа UFO - с ним всё высыхало намного быстрее.
Мы же тем временем поужинали всем тем, что у нас с собой еще осталось. К тому же Ваня у хозяина усадьбы раздобыл N-ое кол-во домашнего вина, которое по вкусу не уступает знаменитым винам Закарпатских виноделень.
Вобщем, в завершении такого мокрого вечера, мы неплохо отогрелись и, тем самым, восстановили слегка утраченное во время дождливого спуска здоровье.
И всё-таки, хорошо, что мы не сразу поехали на место ночевки, а решили заехать на "Писаний камінь". А то бы мы хоть и вернулись бы, возможно, сухими, но уж точно не увидели бы такой красивой многогранности природы.

День 12-й, четверг 28 августа: Косов-Коломыя-Косов.

Утром наконец-то мы смогли разглядеть то место, где мы поселились на ночлег, и почему усадьба называется "Скалы".

Нам предстояла следующая ночевка тоже здесь, но не для всех. К сожалению, велопутешествие по Карпатам для Ани и Вани заканчивалось этим днём, ибо сегодня им уже надо было уезжать на поезде домой.

Но т.к. через Косов поезда не ходят, им еще нужно было доехать до ж/д-вокзала в Коломые, до которого по расчетам навигатора было 37км.
Конечно же, полтавчане захотели провести житомирян. И не до какого-нибудь поворота или выезда из города, а прямо до вокзала в Коломые. Тем более, это был замечательный повод впервые увидеть этот город. Да и погода позволяла - дождя на этот ясный день не намечалось.

Хорошо позавтракав в расположенной неподалёку кафешке, мы выдвинулись в путь. Но из Косова не так то просто выехать - сперва надо было преодолеть крутой подъем на гору. Зато чем дальше мы отъезжали от Косова, тем ровнее становился рельеф.

Приехав в Коломыю, мы уже не видели вокруг себя величавых гор. Это практически равнинный город.
По пути к вокзалу мы заехали на центральную площадь, где была пешеходная зона, По ней мы доехали до местной достопримечательности - огромной "пысанки", но не Русланы, а в виде 13-метрового пасхального яйца, вмонтированного в одноимённый музей, на фоне которого мы всей своей полтавско-житомирской велокомандой сфотографировались.

Тут же зашли в магазин, кто в поезд продуктов набрать, а кто на обратный путь в Косов.
Далее приехали на ж/д-вокзал, где без каких-либо приключений, посадили Аню и Ваню на поезд и помахали им ручкой. :)

Спасибо вам, Аня и Ванька, за позитив и неунывающую компанию! До следующих походов!

А мы, оставшись уже вчетвером (XSergeyX, Александр, Sky и ViX), покатили обратно. Но сначала мы решили заехать в музей пысанки, а точнее "Музей писанкового розпису".
Серёга согласился посторожить наши велосипеды, а мы втроём пошли посмотреть на яйца, точнее как их искусно расписывали в старину в разных поселениях Прикарпатья, Украины и даже за пределами страны.
Фотографировать здесь можно за отдельную плату, да мы и не собирались. Такого фото-материала достаточно в интернете. Скажу лишь, что вариантов росписи здесь столько, что и сосчитать сложно.
Рядом с этим музеем находится "Музей Гуцульщини та Покуття". Такой себе краеведческий музей, в котором показаны жизнь и быт гуцулов с древних времён до наших дней.

Осмотрев два музея, на больше времени у нас не оставалось. Так что мы отправились обратно в Косов. Но чтобы не ехать тем же маршрутом, немножко его изменили, удлинив его километров на 5. И как по факту оказалось - еще и добавив перепад высот. Зато машин практически не было - дорога проходила вдалеке от трассы и лишь ближе к Косову сошлась с ней.

В итоге за день наездили около 80 км. Ночевали в том же месте, где и предыдущую ночь.

День 13-й, пятница 29 августа: Косов-Черновцы.

Только сейчас заметил, что тринадцатый день велопохода выпал на пятницу. Да, и не важно. Потому как ничего плохого с нами в этот день не произошло.
Утром позавтракали в уже знакомой нам кафешке и, согласно плану дальнейшего перемещения, в этот день мы сказали Карпатам "До свидания!", ведь дальше наш путь лежал в город Черновцы, и по дороге мы постепенно отдалялись от гор.
До Черновцов нам было ехать 77км. На середине пути запомнился населённый пункт Снятын, в котором нам пришлось единожды за весь путь напрячься, покоряя незатяжной, но крутой подъём. Зато там мы увидели красивое место для отдыха прямо в центре посёлка.

В остальном рельеф по нашему маршруту движения был относительно ровным, поэтому в районе обеда мы были уже в Черновцах.

Проживание у нас было забронировано в гостинице "Дворик". Тихая, уютная и простенькая гостиница, даже с бассейном во внутреннем дворе. Вот только заезд к гостинице через промзону наводил на мысль, что мы не туда заехали.
Вобщем, приехав, мы расселились, сбросили лишние вещи и поехали смотреть город Черновцы.
Этот трамвай поставили здесь в 1997 году в честь 100-летия городского электротранспорта.
Находится он недалеко от здания ж/д-вокзала. Вот, кстати, и оно.

Интересно было встретить на одной из стен домов солнечные часы, которые, как нам стало известно, показывают Венское время. И что поразительно - показывали они довольно точно (с учетом часового пояса).

Дальше посетили площадь близ городской ратуши.

На ней собираются возродить стоявший здесь когда-то Крест Пиета. Любопытно, что его уже пару раз убирали. В последний раз при коммунизме, поставив здесь Ильича. А вот Ленина здесь "снесли" еще в 1991 году.

Много мы мест еще посещали в Черновцах, в т.ч. парк отдыха. Но на одной из площадей города мы не могли проехать мимо этого экспоната:
Кстати, руль у него вращается. Правда, только вверх-вниз. А колеса прибиты скобами к плитам, чтоб далеко не укатили его отсюда. :)
А дальше - как всегда. Вечером поужинали - и в гостиницу отдыхать.

В итоге скажу, что Черновцы очень уютный и красивый город, местами напоминает Львов. Но главное, как и во многих других городах, далеко не отклоняться от центральных улиц, ибо красота в основном там.

День 14-й, суббота 30 августа: Черновцы-Хотын-Жванец-Каменец-Подольский.

В этот день мы продолжали отдаляться от Карпат, но всё ближе были к Подольским товтрам, из-за чего рельеф нашего пути был холмистее, чем в предыдущий день.
Маршрут незамысловатый, общей протяженностью 95км: едем по трассе из Черновцов до Каменец-Подольского, где вечером садимся на поезд и уезжаем в Киев.

Хотелось бы отметить отличный придорожный ресторан/кафе, в котором нам удалось субботним утром сытно покушать за умеренную плату. Находится в 5 км от Черновцов по Хотынской трассе у дороги по ходу движения.

Из достопримечательностей на маршруте этого дня. Конечно же посетили Хотынскую крепость. Бывал здесь и ранее, поэтому нового ничего для себя не открыл.

Далее за мостом через Днестр въехали в Хмельницкую область и сразу же в Жванце заехали на руины местного замка, о расположении здесь которого напоминает одинокая недоразрушенная башня.

И в завершение, конечно же, замок в Каменец-Подольском.
Я и Оля бывали уже здесь, а Саня и Серёга, пользуясь случаем, сходили внутрь на экскурсию.

Оставалось только закупить провизию на дорожку и приехать на ж/д-вокзал, что мы с лёгкостью и сделали. Даже на поезд не опоздали. И проводники лишних вопросов не задавали. Вобщем, скучно день закончился... :)

День 15-й, воскресенье 31 августа: Пересадка в Киеве.

И вообще, этот день не считается. Мы то уже уехали давно с Карпат, и Прикарпатья. Да и велопоход закончился. Разве что можно этот день назвать воскресной покатушкой по Киеву с 6 до 11 утра. Именно столько у нас было времени с момента приезда из Каменец-Подольского и до отправления на следующем поезде.

Немножко фотографий утреннего Киева по маршруту: вокзал-Майдан-Радуга-Труханов остров-Московский мост-Контрактова площа-Родина-Мать-вокзал:

Ах, да. Был один прикольный момент возле Контрактовой площади - рельсы из ниоткуда и уходящие в никуда... :)

Из Киева до Полтавы добирались поездом "Черновцы-Геническ", который еще прошлым вечером отправился из Черновцов. Где логика, спросите вы? И почему мы не сели на него в Черновцах? Потому что билеты на этот поезд были доступны, начиная с Киева. Да, и пока этот поезд петляющими дорогами ехал в Киев, мы по пути из Черновцов еще столько посмотрели. Ну, вы в курсе уже...

На этом отчет о велопоходе можно считать официально закрытым. Там-тара-раммм!!!
Фух. Я уже думал, никогда его не допишу... Это ж который по счету день? - Я уже не помню. О, уже и солнышко за окном проснулось, а я еще не ложился спать...
Хорошо вам, вы сейчас выспались и будете читать этот отчет... Хотя, раз дошли до этого моего бреда на задворках, значит уже прочитали.
Ну, и как? Понравился наш велопоход? Не знаю, как читать об этом, но поверьте, что участвовать в подобного рода велопоходе гораздо интереснее и увлекательнее, чем потом кусать локти и думать, почему же я не поехал.

Я же, от имени оргазминатора велопохода, выражаю всем участникам как основной, так и дополнительной версии, огромную благодарность за то, что не сдавались, когда было тяжело, за то, что меня лишний раз не мучали детскими вопросами, за то, что были единым целым не смотря на то, что иногда растягивались в простарнстве.
Надеюсь, вам как и мне понравился данный велопоход. А значит в будущем сезоне что-нибудь сообразим этакое подобное. Да? :)

Ну всё, адьйос, амигос!

P.S.: еще раз напомню, что практически все фотографии, вставленные в этот отчет - не мои, а других участников велопохода. Благодарите за это их.

По всем возникшим вопросам касательно данного велопохода, обращайтесь в теме велопохода на форуме "Быстрее ветра".

Unknown комментирует...

Отлично написано :-)

Велороут комментирует...

Очень интересный отчет.
Главное в Карпатах - это погода!
Петух в походах такого рода - обязательная запчасть.

Читая день похода в Усть Черную с трепетом ожидал описания приключений на хребте Красном!!!
Должен признать, что вам очень крупно повезло.
Нелегкий маршрут через Прислоп, спас вас от катастрофы!!!
Красный - это очень крепкий орешек.
Свидовец по трудоемкости не идет ни в какое сравнение...
Поздний подъем и двухчасовую потерю времени на экскурсии - Красный не простит даже самым опытным и матерым экстремалам...

Огромная работа которая может быть полезной для многих байкеров, но написана для узкого круга друзей... :(

Unknown комментирует...

Очень запомнился кусочек маршрута Колочава-Усть Чорна ! Такой знатной багнюки я еще ни разу не видел, один сплав по реке многого стоит! Ну и конечно полонина Боржава - красотень невероятная ! Очень понравился уже ночной спуск в Драгобрат и ночные блукания в его окрестностях :-)